Зинаида Гиппиус
(Псевдоним - Антон Крайний и др.; в замужестве Мережковская). Поэтесса, литературный критик, прозаик, публицист, драматург. Родилась в г. Белев Тульской губернии.
После смерти отца
(умер от туберкулеза в 1881 г.) мать с детьми переезжает в Москву, а затем, в
связи с болезнью сестер, сперва в Крым, а в 1885 г. к брату в Тифлис (Тбилиси).
Гиппиус получила бессистемное домашнее
образование. Обучение в Киевском женском институте (1877-1878) и классической
гимназии Фишера в Москве (1882) из-за невозможности разлуки с отцом и болезни
Гиппиус довольно быстро прервалось. Стихи будущая поэтесса стала писать с семи
лет. Летом 1888 г. в Боржоми (Закавказье) она познакомилась с 23-летним
столичным поэтом Д. С. Мережковским. 8 января 1889 г. в Тифлисе
Гиппиус была обвенчана с Мережковским. С ним она прожила 52 года. В этом же
году Гиппиус переезжает в Петербург.
Здесь она
сближается с редакцией "Северного вестника". С этим журналом,
ориентировавшимся на новое направление "от позитивизма к идеализму",
связаны первые литературные опыты писательницы. В это же время она входит в
деловые контакты с редакторами многих столичных журналов, слушает публичные
лекции, посещает литературные вечера. В это время у нее совместно с
Мережковским начинают оформляться идеи свободы, метафизики любви и неорелигиозных воззрений.
В 1899-1901 гг.
Гиппиус сближается с кружком С. П. Дягилева, органом которого становится журнал
"Мир искусства". В этом журнале Гиппиус публикует свои первые
литературно-критические статьи. Свои произведения Гиппиус часто подписывает
разными, но непременно мужскими псевдонимами - Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер, В. Витовт.
Осенью 1899 г. у
Мережковских возникает идея обновления (как им казалось) во многом себя
исчерпавшего христианства; для осуществления задуманного необходимо было
создание "новой церкви". Стремление услышать живой "голос
церкви" и попытка привлечь представителей официального клира к идее их
"нового религиозного сознания" подтолкнули Гиппиус к замыслу
организации Религиозно-философских собраний (1901-1903). Гиппиус принадлежит и
идея создания своего журнала "Новый путь" (1903-1904), в котором
наряду с разнообразными материалами о возрождении жизни, литературы и искусства
через "религиозное творчество" печатались и отчеты Собраний.
Вынужденное (из-за отсутствия средств) закрытие "Нового пути" и
события 1905 г. значительно изменили жизнь Мережковских. Они все больше уходят
от живого и реального "дела" в узкий домашний круг строительства
"новой церкви".
К 1905 г.
относится и создание знаменитого "троебратства":
Д. и 3. Мережковские - Д. В. Философов; совместное существование которого
продолжалось 15 лет. Нередко основные идеи и "внезапные догадки", по
словам Гиппиус исходящие из триумвирата, инициировались самой поэтессой. В
марте 1906 г. триумвират на два с лишним года покидает Россию, обосновавшись в
Париже. С осени 1908 г. Мережковские вновь принимают активное участие в
возобновленных в Петербурге (с 1907 г.) Религиозно-философских собраниях,
преобразованных в Религиозно-философское общество. Однако теперь диалог
Собраний проходил не между представителями интеллигенции и церкви, а внутри
самой интеллигенции. Вместе с Блоком,
Вяч. Ивановым, Розановым и другими они обсуждают
там актуальные проблемы своего времени.
1900-1917 гг.
были годами наиболее плодотворной литературно-публицистической и практической
деятельности Гиппиус во имя воплощения идеи Третьего Завета, грядущей Богочеловеческой
теократии, во имя самого "Главного". Соединение христианской и
языческой святости для достижения последней вселенской религии являлось
заветной мечтой Мережковских. Принцип внешнего разделения с существующей
церковью и внутренний союз с нею были положены в основу их "новой
церкви".
Свой путь в
литературе Гиппиус начала как поэт. Два ее первых, еще подражательных,
"полудетских" стихотворения были напечатаны в "Северном
вестнике" (1888), вокруг которого группировались петербургские символисты
"старшего" поколения. В ранних стихах Гиппиус отчётливо звучат те
ноты, которые были характерны для "усталого" поколения 80-х годов:
меланхолия и скорбь, пессимизм, неверие в жизнь и собственные силы, томление по
смерти. И в то же время в них уже нетрудно уловить метафизические лейтмотивы.
Наиболее ценная
часть художественного наследия Гиппиус представлена ее пятью стихотворными
сборниками: "Собрание стихов 1889-1903 гг." (1904); "Собрание
стихов. Книга вторая. 1903-1909" (1910); "Последние стихи.
1914-1918" (1918); "Стихи. Дневник. 1911-1921" (Берлин, 1922);
"Сияния" (Париж, 1938).
Первый
романтическо-подражательный этап творчества Гиппиус 1889-1892 гг. совпал со
временем становления раннего русского символизма и стал для Гиппиус периодом
поисков собственного литературного лица. В журналах "Северный
вестник", "Вестник Европы", "Русская мысль" и других
она печатает рассказы, романы ("Без талисмана",
"Победители", "Мелкие волны") и реже - стихи. Если стихи
Гиппиус писала как бы интимно и "для себя" и творила их, по ее
словам, словно молитву, то в прозе она сознательно ориентировалась на общий
эстетический вкус. В этом проявилась характерная для Гиппиус яркая
двойственность ее личности.
После появления
программной работы Мережковского "О причине упадка и о новых течениях
современной русской литературы" (1892) творчество Гиппиус приобретает
отчетливый "символический" характер. Первые сборники рассказов
Гиппиус "Новые люди" (1896; 1907) и "Зеркала" (1898)
показывали людей символистского типа. Её поэтический мир предельно подвижен,
это диалог между двумя противоположными полюсами: с одной стороны –
индивидуалистический бунт, уверенный в себе эгоцентризм, с другой – сильное
религиозно-мистическое чувство. Богооставленность – и
ощущение Бога, антицерковность – и потребность веры, молитвенный пафос,
прославление смерти – и стремление к жизни, самоутверждение – и самоуничижение
– на этих противовесах держится мировосприятие Гиппиус. Этот диалог
осуществляется на различных уровнях: внутри строки ("Мне близок Бог – но не
могу молиться, // Хочу любви – и не могу любить"), внутри строфы, в
соположении самостоятельных текстов (за стихотворением "Христианин"
непосредственно следует "Другой христианин", стихотворению
"Днём" предшествует стихотворение "Ночью"). Любому
выстраданному и глубоко пережитому тезису противополагается столь же
закономерно возникающий антитезис. Хотя сама Гиппиус подчёркивала, что
"двойственность есть уже признак несовершенности,
неконечности": "Не говорите же мне никогда,
что есть две правды и два Бога. А у тех, у кого две правды, - нет ни
одной". Анненский говорил, что "для Гиппиус в лирике есть только
безмерное Я… Оно – и мир, оно – и Бог". "Безмерное Я"
обусловливает трактовку всех тем и мотивов. С этой идеей связана и тема смерти
– одна из ведущих в поэзии Гиппиус 90-х годов. Утомлённая жизнью душа поэта
стремится к одиночеству, молчанию, смерти. Слово ДУША является центральным в
поэзии Гиппиус. "Душа по природе религиозна". Отвергая Бога
традиционного, Гиппиус обращается к иному Богу – Неведомому, недостижимому
началу. Бог – это Тайна. Потребность выразить главную в мире тайну рождает у
Гиппиус её особую манеру. Стихи у неё состоят из намёков, недоговорённостей,
умолчаний.
На жизненном
пути, который ведёт к Смерти и к Богу, человека спасает Любовь – главный
атрибут души. Во многом следуя за концепцией любви В. С. Соловьева и отделяя влюбленность от
желания, Гиппиус поясняла, что влюбленность "это - единственный знак
"оттуда", обещание чего-то, что, сбывшись, нас бы вполне
удовлетворило в нашем душе-телесном существе".
Множество стихотворений, рассказов, статей посвящено Гиппиус теме любви:
"Критика любви" (1901), "Влюбленность" (1904), "Любовь
и мысль" (1925), "О любви" (1925), "Вторая любовь"
(1927), "Арифметика любви" (1931). Метафизика любви Гиппиус - это
поиск гармонии, попытка соединить "две бездны", небо и землю, дух и
плоть, временное и вечное в одно единое целое.
Беспощадна моя дорога,
Она меня к смерти ведет.
Но люблю я себя, как Бога, —
Любовь мою душу спасет.
Эта любовь
нераздельна и едина, она не знает, что такое измена или неверность. Мысль эта
была выражена Гиппиус в двух стихотворениях, озаглавленных одинаково:
"Любовь – одна" (1896 и 1912 г.).
ЛЮБОВЬ - ОДНА
Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь - одна.
Мы негодуем иль играем,
Иль лжем - но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна - любовь одна.
Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь... И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.
Лишь в неизменном - бесконечность,
Лишь в постоянном - глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа - верна,
И любим мы одной любовью...
Любовь одна, как смерть одна.
1896
24 декабря 1919
г. Мережковские (Гиппиус, Мережковский, Философов и В. Злобин) ночью навсегда
покидают Петербург и Россию. После недолгого пребывания в Польше 20 окт. 1920
г. Мережковские, расставшись с Философовым, навсегда
уезжают во Францию. В Париже Гиппиус организует литературно-философское
общество "Зеленая Лампа" (1927-1939), собиравшее представителей
разных поколений эмигрантов и сыгравшее видную роль в интеллектуальной жизни
первой волны эмиграции.
Собрания
"Зеленой Лампы" проводились для избранных, на них приглашались только
по предварительным спискам. На собраниях часто бывали И. А. Бунин
с супругой, Б. К. Зайцев, Л. Шестов, Г. Федотов. В начале парижская квартира
Мережковских описывается за неплатеж. В 1940 г. уходит из жизни когда-то
близкий друг Философов, в конце 1941 г. - Мережковский, в 1942 г. - сестра
Анна. Гиппиус тяжело переживает эти уходы. В последние годы жизни Гиппиус помимо
мемуаров изредка пишет стихи и работает над большой поэмой "Последний
круг" (опубликована 1972). Умерла в Париже; похоронена на русском кладбище
в Сент-Женевьев-де Буа под
Парижем.
"Собрание
стихов 1889-1903 гг."
ИДИ ЗА МНОЙ
Полуувядших лилий аромат
Мои мечтанья легкие туманит.
Мне лилии о смерти говорят,
О времени, когда меня не станет.
Мир — успокоенной душе моей.
Ничто ее не радует, не ранит.
Не забывай моих последних дней,
Пойми меня, когда меня не станет.
Я знаю, друг, дорога не длинна,
И скоро тело бренное устанет.
Но ведаю: любовь, как смерть, сильна.
Люби меня, когда меня не станет.
Мне чудится таинственный обет…
И, ведаю, он сердца не обманет, —
Забвения тебе в разлуке нет!
Иди за мной, когда меня не станет.
1895
"Собрание
стихов. Книга вторая. 1903-1909"
ОНА
В своей бессовестной и жалкой низости,
Она, как пыль, сера, как прах земной.
И умираю я от этой близости,
От неразрывности ее со мной.
Она шершавая, она колючая,
Она холодная, она змея.
Меня изранила противно-жгучая
Ее коленчатая чешуя.
О, если б острое почуял жало я!
Неповоротлива, тупа, тиха.
Такая тяжкая, такая вялая,
И нет к ней доступа — она глуха.
Своими кольцами она, упорная,
Ко мне ласкается, меня душа.
И эта мертвая, и эта черная,
И эта страшная — моя душа!
1905, СПБ
"Последние
стихи. 1914-1918"
ТИШЕ
"...Славны будут великие дела..."
Сологуб
Поэты, не пишите слишком рано,
Победа еще в руке Господней.
Сегодня еще дымятся раны,
Никакие слова не нужны сегодня.
В часы неоправданного страданья
И нерешенной битвы
Нужно целомудрие молчанья
И, может быть, тихие молитвы.
Август 14.
"Стихи.
Дневник. 1911-1921"
ЛЮБОВЬ – ОДНА
"Сияния"
ИДУЩИЙ МИМО
У каждого, кто встретится случайно
Хотя бы раз - и сгинет навсегда,
Своя история, своя живая тайна,
Свои счастливые и скорбные года.
Какой бы ни был он, прошедший мимо,
Его наверно любит кто-нибудь...
И он не брошен: с высоты, незримо,
За ним следят, пока не кончен путь.
Как Бог, хотел бы знать я все о каждом,
Чужое сердце видеть, как свое,
Водой бессмертья утолить их жажду -
И возвращать иных в небытие.
1924