Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба.

 

Михаил Шолохов впервые в литературе  с такой широтой и размахом показал жизнь донского казачества и революции.

 

Самые лучшие черты донского казака выражены в образе Григория Мелехова. «Крепко берег Григорий казачью честь». Он – патриот своего края, человек, начисто лишенный стремления приобретать или властвовать, ни разу не опустившийся до грабежа. Прототип Григория – казак с хутора Базки станицы Вешенской Харлампий Васильевич Ермаков.

 

Григорий – выходец из середняцкой семьи, которая привыкла сама трудиться на своей земле. До войны мы видим Григория мало задумывающимся над социальными вопросами. Семья Мелеховых живет в достатке. Григорий любит свой хутор, свое хозяйство, работу. Труд был его потребностью. Не раз во время войны с глухой тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях: «Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы».

В тяжелой семейной драме, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Григория Мелехова. Его характеру свойственно обостренное чувство справедливости. Во время сенокоса Григорий попал косой на гнездо, порезал дикого утенка. С чувством острой жалости смотрит Григорий на мертвый комочек, лежащий на его ладони. В этом чувстве боли проявилась та любовь ко всему живому, к людям, к природе, которая отличала Григория.

Поэтому естественно, что Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко и мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. «Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой», - жалуется он брату Петру.

 

Во время I мировой войны Григорий храбро сражался, первым из хутора получил георгиевский крест, не задумываясь над тем ради чего проливал кровь.

В госпитале встретился Григорию умный и язвительный солдат-большевик Гаранжа. Под пламенной силой его слов задымились устои, на которых покоилось сознание Григория.

         

Начинаются его поиски правды, которые с самого начала приобретают явный социально-политический оттенок, ему приходится выбирать между двумя различными формами правления. Григорий устал от войны, от этого враждебного мира, его охватило желание вернуться к мирной хуторской жизни, пахать землю и ухаживать за скотом. Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем беспокойные мысли, тоску, острое недовольство.

          Война не принесла Григорию ничего хорошего. Шолохов, сосредоточив внимание на внутренних превращениях героя пишет следующее: «С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью… он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».

 

          Во время революции поиски правды Григорием продолжаются. После спора с Котляровым и Кошевым , где герой заявляет, что пропаганда равенства – лишь приманка, чтобы ловить невежественный народ, Григорий приходит к выводу, что глупо искать единую всеобщую правду. У разных людей – своя разная правда в зависимости от их устремлений. Война представляется ему как конфликт между правдой русских крестьян и правдой казаков. Крестьянам нужна казачья земля, казаки защищают ее.

 

          Мишка Кошевой, теперь его зять (т.к. муж Дуняшки) и председатель революционного комитета, принимает Григория со слепым недоверием и говорит, что его следует наказать без снисхождения за борьбу против красных.

 

Перспектива быть расстрелянным представляется Григорию несправедливым наказанием ввиду службы в 1 конной армии Буденного ( Сражался на стороне казаков во время Вёшенского восстания 1919 г., затем казаки соединились с белыми, а после сдачи в Новороссийске Григорий не нужен стал), и он решает уйти от ареста. Это бегство означает окончательный разрыв Григория с большевистским режимом. Большевики не оправдали его доверия, не приняв в расчет его службу в 1-ой конной, и они сделали из него врага своим намерением лишить его жизни. Большевики подвели его более предосудительным способом, чем белые, у которых не доставало пароходов для эвакуации всех войск из Новороссийска. Эти два предательства – кульминационные моменты в политической одиссее Григория в 4-ой книге. Они оправдывают его моральное неприятие каждой из воюющих сторон и оттеняют его трагическое положение.

 

          Предательское отношение к Григорию со стороны белых и красных находится в резком противоречии с постоянной верностью близких ему людей. Эта личная преданность не продиктована никакими политическими соображениями. Часто используется эпитет «верный» (у Аксиньи любовь «верная», Прохор – «верный ординарец», шашка Григория послужила ему «верно»).

 

          Последние месяцы жизни Григория в романе  отличаются полным отключением сознания от всего земного. Самое страшное в жизни – смерть его любимой – уже случилось. Все, что он хочет в жизни – увидеть еще раз свой родной хутор и своих детей. «Тогда можно бы и помирать», - думает он (в возрасте 30 лет), что у него нет никаких иллюзий, что ожидает его в Татарском. Когда желание увидеть детей становится непреодолимым, он едет в родной хутор. Последнее предложение романа говорит о том, что сын и родной дом – это «все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с семьей и со всем… миром».

 

          Любовь Григория к Аксинье иллюстрирует взгляд автора на преобладание естественных импульсов в человеке. Отношение Шолохова к природе явно свидетельствует, что он, как и Григорий, не считает войну наиболее разумным способом решения социально-политических проблем.

 

 

          Известные из печати суждения Шолохова о Григории сильно разнятся друг от друга, так как содержание их зависит от политического климата времени. В 1929 году перед рабочими с московских заводов: «Григорий, в моем мнении, является своеобразным символом середняцкого донского казачества».

А в 1935 году: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, и в нем я никак не пытаюсь олицетворить середняцкое казачество».

 А в 1947 году утверждал, что Григорий олицетворяет типичные черты не только «известного слоя донских, кубанских и всех других казаков, но также и русского крестьянства в целом». В то же время он подчеркнул уникальность судьбы Григория, назвав ее «в значительной степени индивидуальной». Шолохов, таким образом, убил сразу двух зайцев. Его нельзя было упрекнуть в том, что он намекает на наличие у большинства казаков таких же антисоветских взглядов, что и у Григория, и он показал, что прежде всего Григорий – лицо вымышленное, а не точная копия определенного социально-политического типажа.

В постсталинский период Шолохов был так же скуп по части комментариев о Григории, как и раньше, но он высказал свое понимание трагедии Григория. Для него это трагедия правдоискателя, который введен в заблуждение событиями своего времени и позволяет правде ускользнуть от него. Правда, естественно, на стороне большевиков. Одновременно Шолохов явно высказал мнение о сугубо личных аспектах трагедии Григория и выступил против грубой политизации сцены из фильма С. Герасимова (едет в гору – сын на плече – к вершинам коммунизма). Вместо картины трагедии можно получить этакий легкодумный плакат.

          Высказывание Шолохова о трагедии Григория показывает, что по крайней мере в печати он говорит о ней на языке политики. Трагическая ситуация героя – результат неудачи Григория в сближении с большевиками, носителями истинной правды. В советских источниках – это единственная интерпретация правды. Кто-то возлагает всю вину на Григория, другие подчеркивают роль ошибок местных большевиков. Центральная власть, конечно, вне упреков.

Советский критик Л. Якименко замечает, что «борьба Григория против народа, против великой правды жизни приведет к опустошению и бесславному концу. На развалинах старого мира встанет перед нами трагически сломленный человек, - ему не будет места в начинающейся новой жизни».

 

          Трагической виной Григория была не его политическая ориентация, а его истинная любовь к Аксинье. Именно так трагедия представлена в «Тихом Доне» по мнению более позднего исследователя Ермолаева.

 

          Григорию удалось сохранить гуманные качества. Воздействие на него исторических сил устрашающе огромно. Они разрушают его надежды на мирную жизнь, втягивают его в войны, которые он считает бессмысленными, заставляют его утратить и веру в Бога, и чувство жалости к человеку, но они все же бессильны разрушить главное в его душе – его прирожденную порядочность, его способность к истинной любви.

          Григорий остался Григорием Мелеховым, запутавшимся человеком, жизнь которого дотла выжгла гражданская война.

          Шолохов не включает в текст никаких авторских отступлений, дающих прояснение авторской позиции.

                 

                                                Система образов

 

          В романе действует большое количество персонажей, причём многие вообще не имеют собственного имени, но они действуют, влияют на развитие сюжета и взаимоотношения героев.

          Действие сосредоточено вокруг Григория и его ближайшего окружения: Аксиньи, Пантелея Прокофьевича и остальной его семьи. Действует в романе и ряд подлинных исторических персонажей: казаки-революционеры Ф. Подтелков, белогвардейские генералы Каледин, Корнилов.

          Критик Л. Якименко, выражающий советский взгляд на роман, выделял в романе 3 основные темы и, соответственно, 3 большие группы персонажей: судьба Григория Мелехова и семьи Мелеховых; донское казачество и революция; партия и революционный народ.

 

 

                                         Образы женщин-казачек

 

Свою долю тягот гражданской войны стойко несли женщины, жены и матери, сестры и любимые казаков. Тяжелый, переломный момент в жизни донских казаков показан автором сквозь призму жизни членов семьи, жителей хутора Татарского.

Оплотом этой семьи является мать Григория, Петра и Дуняшки Мелеховых Ильинична. Перед нами уже пожилая казачка, у которой взрослые сыновья, а младшая дочь Дуняшка, уже подросток. Одной из главных черт характера этой женщины можно назвать спокойную мудрость. Иначе бы она просто не смогла ужиться со своим эмоциональным и вспыльчивым мужем. Без какой-либо суеты она ведет хозяйство, заботиться о детях и внуках, не забывая и об их душевных переживаниях. Ильинична экономная и расчетливая хозяйка. Она поддерживает в доме не только внешний порядок, но и следит за моральной атмосферой в семье. Она осуждает связь Григория с Аксиньей, и, понимая, как тяжело законной жене Григория Наталье жить с мужем, относиться к ней словно к родной дочери, всячески стараясь облегчить ее труд, жалеет ее, порой даже дает лишний час поспать.  То, что Наталья живет в доме у Мелеховых после попытки самоубийства, многое говорит о характере Ильиничны. Значит, в этом доме было душевное тепло, в котором так нуждалась молодая женщина.

В любой жизненной ситуации Ильинична глубоко порядочна и душевна. Она понимает Наталью, которую измучили измены мужа, дает ей выплакаться, а потом пытается отговорить от необдуманных поступков. Нежно ухаживает за больной Натальей, за внуками. Осуждая Дарью за слишком вольное поведение, она тем не менее скрывает ее болезнь от мужа, чтобы тот не выгнал ее из дома. В ней есть какое-то величие, способность не обращать внимание на мелочи, а видеть главное в жизни семьи. Ей присущи мудрость и спокойствие.

Наталья: О силе ее любви к Григорию говорит ее попытка самоубийства. Ей слишком многое пришлось испытать, ее сердце измучено постоянной борьбой. Только после смерти жены Григорий понимает, как много она для него значила, каким сильным и красивым человеком была. Полюбил он свою жену через детей.

В романе Наталье противостоит Аксинья, тоже глубоко несчастная героиня. Муж ее часто избивал. Со всем пылом своего неистраченного сердца она любит Григория, готова с ним беззаветно идти, куда бы он ее ни позвал. Аксинья умирает на руках любимого, что становиться еще одним страшным ударом для Григория, теперь «черное солнце» светит Григорию, он остался без теплого, нежного, солнечного света – любви Аксиньи.

 

 

Главная страница

 



Сайт создан в системе uCoz
Главная