Аккадская мифология: мифы о войне богов

                   и подвигах Мардука.

        Антропогонические мифы Шумера и Аккада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               

 

                                                                                Сыромятникова Ирина 

                                                                                                     группа  ФЯ-109 

 

 

 

 

 

 

                             

                                               Москва

                                                1998 год


                                        СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

“Когда вверху…”(миф аккадян)……………………………………………………..3 Сотворение людей (миф шумеров)…………………………………………………..4

Заключение……………………………………………………………………………5

Использованная литература………………………………………………………….6                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 “Когда вверху…”( миф аккадян и вавилонян)

 

Сначала не было ничего и никого, кроме первородного сотворителя всего сущего Апсу ((шумер. Абзу) – мировой океан подземных пресных вод, воплощение первозданной стихии), его советника Мумму и праматери всего сущего Тиамат. Они жили в Океане. Когда ещё ничего не было видно и ничто не имело названья, тогда среди них появились боги.

Первыми появились Лахму и Лахаму ( в аккадской мифологии дети Апсу и Тиамат, в шумерской – демоны водной стихии). От них родились бог Аншар и богиня Кишар. Потом создал Аншар первенца Ану по своему подобию. От Ану родился Эйа, также подобный своему отцу (в аккадской мифологии “владыка низа”, соответствующий шумерскому Энки), который не имел себе равных среди богов.

Были боги молоды и задорны, и тормошили они Тиамат. Апсу был недоволен этим шумом и попросил Тиамат разрешения унять их. А когда Тиамат не разрешила, он решил их сам убить с помощью своего слуги Мумму. Но Эйа об этом узнал и приготовил для Апсу питьё, выпив которое Апсу заснул. Тогда Эйа его убил, разрезал на части и рассеял в океане, а Мумму заковал в оковы и лишил его волшебной силы. Затем  Эйа построил себе на краю океана жилище. В этом доме от богини Дамкины у Эйи родился сын Мардук. Охранять свой дом Эйа поставил праотца Аншара, у которого было четыре глаза, четыре уха и изрыгающая огонь пасть.

Между тем Тиамат хватилась супруга и, узнав, что он уничтожен богами, решила разрушить порядок, который они учреждали, снова воедино смешать стихии, которые начали отдаляться. Она создала одиннадцать чудовищ, а во главе их поставила Кингу, который стал её мужем, и вручила ему скрижали.

Эйа об этом проведал и послал всем богам приглашенье, чтобы они явились к нему. Узнав о том, что Тиамат решила их погубить, боги задрожали от страха, не зная, как обрести спасенье. Тут вперёд вышел Мардук, изъявивший желание сразиться с Тиамат, но при условии, что он будет их господином, и они ему подчинятся. Сначала боги рассвирепели, но когда Мардук предложил им самим сражаться с чудовищами самим, они признали его своим повелителем. Как только Мардук получил от небесных богов скипетр и трон, он взял лук с тугой тетивой и повесил его на боку, схватил булаву и выставил впереди себя молнии. Потом с помощью Ану он сплёл сеть и поставил ветры, чтобы они эту сеть натянули. При виде Мардука Кингу овладел страх, а воинство из драконов, созданных Тиамат, разбежалось. Но сама она выдержала взгляд Мардука и устояла. Тогда Мардук накинул на Тиамат свою сеть, которую растянули ветры. Тиамат раскрыла пасть, чтобы проглотить смельчака, но Мардук, ловко отпрянув, пустил буйные ветры прямо ей в пасть. Они заполнили её утробу и раздули так, что она не могла пошевелиться. И тогда Мардук пронзил стрелой сердце праматери. Когда Тиамат умерла, Мардук наступил на её тело, вырезал мечом её сердце, а туловище рассёк пополам. Половину, которая была выше, он поднял наверх и прикрыл ею, словно стеной, верхние воды. В этой стене, которой он дал имя “небеса”, он пробил ворота и поставил стражей, чтобы они по его повеленью выпускали дожди, град и снег. Из нижней половины тела Тиамат Мардук создал землю и закрыл ею нижние воды, которые заполняли царство Эйи. Потом он одолел прочих богов и всю нечисть, что создала Тиамат, а затем поднялся на небо, где построил дворцы для Ану, Эллиля и Эйа, соорудил дома для звёзд и планет. Потом он создал Луну, доверив ей ночь. День же Мардук отдал Шамашу, повелев ему разгонять своими мечами-лучами всех злодеев и нечестивцев, которым по душе мрак. Благодарные боги воздвигли Мардуку город и храм, и зажил он в своём небесном дворце, не зная забот. Но как-то к нему пришли боги и сказали, что они терпят голод и холод. И решил он, чтобы больше не слушать жалоб, создать из костей и крови слуг для богов, чтобы они их кормили, поили и согревали.

                       

 Мардук собрал всех богов и объявил им, что старшие боги должны ответить за былые обиды, что одного из них надо убить. Боги закричали, что надо убить Кингу, так как он во всём виноват. Кингу связали, объявили вину и разрезали ему жилы. Когда вытекла кровь, Мардук взял глины, замешал её на крови Кингу и вылепил человека, передав ему бремя богов, позволив богам жить без бремени.   

    Сотворение людей (миф шумеров).

В давние времена, когда земля отделилась от небес, племя небожителей умножилось и страдало от нехватки пищи. Тогда бессмертные взмолились праматери Намму, умоляя её утолить их голод. Намму разбудила своего сына Энки и попросила его создать помощников, которые взяли бы на плечи заботы богов. Они должны были быть похожими на богов, но не обладать бессмертьем.

Намму предложила Энки сделать их из её плоти, которую называют глиной, с помощью Нинмах (такая же богиня-мать, как Намму), которая слепит их, а он лишь должен найти им примененье.

 Боги, услышав это, обрадовались и собрались отовсюду к Намму на пир, где пили пиво в огромных количествах. Энки и Нинмах сидели рядом, вместе пили и вместе хмелели. Нинмах смочила руки в воде, отщипнула кусок глины и стала создавать подобия богов. Но так как голова её кружилась, и земля под ней шаталась, появляющиеся фигурки не обладали совершенством. Первым появился урод с морщинистым лицом и кривыми ногами, затем безбородое созданье, задуманное быть женщиной, но без грудей. Нинмах хотела расплющить фигурки, но Энки дал им вкусить хлеба и назначил судьбу: первый должен был стать дворцовым слугой, а второй – евнухом. Затем Нинмах вылепила ещё две пары людей, и вновь это были уроды. Но Энки и им дал вкусить хлеба и назначил судьбу. Потом он предложил Нинмах поменяться местами и сам принялся за работу. Со второй попытки у него получился человек с двумя руками и ногами, но ноги его были тонки, живот вздут, а спина сгорблена. Нинмах рассмеялась, глядя на старца, и не хотела назначать ему судьбу. Так между Нинмах и Энки произошла ссора, и Нинмах прогнала Энки с неба и земли в земные глубины.

 

Заключение.

Хотя боги шумеров и аккадян часто носят разные имена и мифы в чём-то расходятся, содержание их очень похоже и можно увидеть много общего. Например, в антропогоничесеских мифах обоих народов говорится о том, что люди были созданы для того, чтобы служить богам, правда, в шумерском мифе ещё даётся объяснение несовершенства людей. Боги тоже не являются совершенством: они также обладают пороками(пьянство, раздражительность, лень и др.).   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

 

Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994.

Афанасьева В. “Когда вверху…” – “Энума элиш”// Хрестоматия по литературе Древнего мира. – М. 1993. – С. 72-78.

 

 

 



Сайт создан в системе uCoz
Главная