Космо- , тео- и антропогонические мифы Древнего Египта. Сказание об истреблении людей.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Сыромятникова Ирина

                                                                                                     группа  ФЯ-109

 

 

 

 

 

                                         Москва

                                                 1998 год

                                                                                                

 

 

                                         СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение........................................................................................................................................................ 3

Сказания о сотворении мира.......................................................................................................... 3

Гелиопольская космогония......................................................................................................... 3

Мемфисская космогония............................................................................................................... 4

Гермопольская космогония......................................................................................................... 4

Фиванская космогония................................................................................................................... 4

Сказание об истреблении людей................................................................................................. 5

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................... 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Древнеегипетская мифология не пользуется столь широкой популярностью, как мифология Древней Греции, в первую очередь из-за того, что миросозерцание древних греков несравненно ближе современному человеку. Труднее всего усваивать древнеегипетскую мифологию из-за её алогичности. Например, для большинства богов нет строгих правил иконографии, предписывающих, как этих богов надлежит изображать; некоторые боги не имеют даже постоянных имён. Фактически в каждом номе (административном округе) страны вырабатывались свои собственные версии одних и тех же сказаний и легенд. К тому же древнеегипетские тексты большей частью дошли до нас во фрагментах; многие содержащиеся в них намёки и ссылки нам не понятны; наконец, часть мифов сохранилась лишь в пересказах античных авторов, давших свою интерпретацию и, следовательно, исказивших первоначальный смысл. 

                                      Сказания о сотворении мира.

Разные теологические центры Древнего Египта, крупнейшими среди которых были города Гелиополь, Мемфис, Гермополь и Фивы, выдвигали каждый свою космогоническую версию, объявляя своего главного бога творцом мира, а всех наиболее популярных в стране богов – созданными им или ведущими от него происхождение. Общей для всех являлась только идея об Изначальном Хаосе.

Гелиопольская космогония.

Политическим центром государства Гелиополь никогда не был, однако с эпохи Древнего царства и вплоть до конца Позднего периода город не утрачивал значения важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных богов. Космогоническая версия Гелиополя была наиболее распространённой, а главные боги гелиопольского пантеона – особенно популярными во всей стране.

В начале был Хаос, который назывался Нун, - бескрайняя, неподвижная и холодная водная гладь, окутанная темнотой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался незыблемым. Но однажды из Океана появился бог Атум – первый бог во вселенной. Вселенную по-прежнему сковывал холод, и всё было погружено во тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твёрдое место, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен – Изначальный Холм.

Обретя под ногами землю, Атум стал размышлять, что ему делать дальше. Прежде всего надо было создать других богов. Сначала он захотел создать бога воздуха и ветра, так как только ветер сможет привести в движение мёртвый Океан. Однако, если мир придёт в движение, то всё, что бы Атум после этого ни сотворил, будет немедленно разрушено и вновь превратится в Хаос. Творческая деятельность совершенно бессмысленна до тех пор,. Пока в мире нет стабильности и законов. Поэтому Атум решил, что одновременно с ветром надо создать богиню, которая будет охранять и поддерживать раз навсегда установленный закон. Приняв после многолетних раздумий это решение, Атум, наконец, приступил к сотворению мира. Он оплодотворил сам себя и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха, и Тефнут, богиню мирового порядка ( Тефнут, богиня влаги, в данном случае отождествляется с богиней правды и мирового порядка Маат ). Атум вдохнул в своих детей Ка. Но повсюду, как и прежде, была тьма, и дети Атума потерялись в Первозданном Океане. Атум послал на поиски Шу и Тефнут своё Око. Пока оно бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его «Великолепным». Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно. От радости Атум заплакал. Его слёзы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей.

По другой ( элефантинской ) версии, сюжетно не связанной с гелиопольской легендой, но достаточно распространённой и популярной в Египте, людей и их Ка вылепил из глины бараноголовый бог Хнум.

Старое Око очень разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую миссию – быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-Маат миропорядка. С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры ( урей ) стали носить на коронах все боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть.

На холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм Гелиополя – святилище Ра-Атума.

От брака Шу и Тефнут родилась вторая божественная пара: бог земли Геб и его сестра и жена, богиня неба Нут. Нут родила Осириса, Хора, Сета, Исиду и Нефтиду. Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Сет, Исида и Осирис составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.

Мемфисская космогония.

Содержание этого мифа отличается от гелиопольского только тем, что первым появился бог Птах, который был землёй и решил воплотиться в божество. Он произвёл Атума, который не самостоятельно, а лишь исполняя волю Птаха, создал остальных богов, а сам Птах создал божественные волшебные слова-заклинания и установил на земле справедливость. Птах почитался как покровитель искусств, ремёсел, кораблестроения и зодчества. Птах, его жена – богиня-львица Сохмет и их сын – бог растительности Нефертум составляют Мемфисскую Триаду.

Гермопольская космогония.

В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрушения: Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма. Разрушительным силам противостояли созидательные силы – четыре пары божеств, олицетворяющих стихии, - Великая Восьмёрка. Мужские божества Восьмёрки: Хух (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон (Невидимый, т.е. Воздух) – имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские пары: Хаухет, Наунет, Каукет и Амаунет – богини со змеиными головами. Боги Великой Восьмёрки создали из земли и воды Яйцо, возложили его на Изначальный Холм, и из Яйца вылупился бог Солнца Хепри – “молодой Ра”. Ра создал Шу и Тефнут, от которых произошли все остальные боги.

Фиванская космогония.

Фивы были столицей Древнего Египта в эпохи Среднего (2134-1785 гг. до н.э.) и Нового(1552-1070 гг. до н.э.) царств.

 До выдвижения Фив как политического центра там почитались: небесный бог Мин, бог Амон и бог войны Монту. В начале Среднего царства главным богом пантеона был Монту, но потом возрастает значимость Амона, культ Монту заменяется культом Амона, который быстро сравнивается по значимости с традиционным культом бога Солнца Ра. А в Новом царстве происходит их слияние, и возникает божество Амон-Ра, который объявляется творцом мира, отцом всех богов, поднявшим небо и утвердившим землю. Люди были созданы из его слёз. Он изображался в виде человека в короне из двух высоких перьев (атеф) и с солнечным диском. Священные животные – баран, белый гусь и змея. “Вместилищем души” Амона-Ра считались бараноголовые сфинксы (аллея таких сфинксов ведёт в главный храм Карнакского комплекса Большой Храм Амона-Ра).    

Сказание об истреблении людей.

Когда великий солнечный бог Ра, благополучно процарствовав, наконец, состарился, против него ополчились люди. Узнав о мятеже, который задумал народ Египта, Ра призвал свою свиту и приказал явиться своему Оку – богине Хатхор, Шу, Тефнут, Геба и Нут, а также Нун, но тайно, чтобы люди не увидели этого. Боги незамедлительно явились. Ра спросил у  богов-предков совета, как поступить с людьми. Нун посоветовал ему направить против них своё Око, а остальные боги его поддержали. Ра посмотрел на людей своим Глазом-Солнцем, направляя в их стан испепеляющие лучи урея. Но люди были готовы к этому и успели укрыться за высокой горой в пустыне. Тогда Ра велел своему Оку в образе Хатхор отправиться в пустыню и жестоко наказать дерзких, непокорных людей. Хатхор приняла обличье женщины-львицы и получила имя Сохмет. Она отправилась в пустыню, разыскала людей, набросилась на них и принялась безжалостно их терзать, убивая одного за другим, орошая пустыню кровью и разбрасывая вокруг себя куски мяса. Решив, что люди уже достаточно наказаны, Ра приказал дочери оставить людей в покое. Но упрямая Хатхор-Сохмет не пожелала прекратить месть, так как ей очень понравилось убивать людей и пить их кровь. Тогда Ра послал своих гонцов на остров Элефантину, чтобы они принесли ему как можно больше красного минерала диди. Получив диди, Ра велел растолочь камень, намолоть ячменя и сварить пиво. Потом слуги бога наполнили пивом семь тысяч сосудов и намешали туда толчёного красного порошка диди, от чего напиток стал похож на кровь. Ра приказал отнести сосуды в то место, где Хатхор убивала людей, разлить это окрашенное пиво на полях, в долине Реки.

Повеление Ра было незамедлительно исполнено. Утром Хатхор-Сохмет пришла, оглядела место вчерашнего побоища и, увидев великое множество кровавых луж, бросилась пить мнимую кровь. Пиво пришлось ей по вкусу, и она пила его до тех пор, пока не захмелела настолько, что не смогла различать людей. Ра простил дочери её неповиновение, велел людям Египта ежегодно в день праздника Хатхор приносить в храмы кувшины с пивом и вином и назвал её “Владычецей опьянения”.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Рак И.В. Мифы Древнего Египта. – СПб., 1993.

Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 



Сайт создан в системе uCoz
Главная