Космо- , тео- и антропогонические мифы Древнего Египта. Сказание об истреблении людей.
Сыромятникова
Ирина
группа ФЯ-109
Москва
1998 год
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение........................................................................................................................................................ 3
Сказания о сотворении мира.......................................................................................................... 3
Гелиопольская
космогония......................................................................................................... 3
Мемфисская
космогония............................................................................................................... 4
Гермопольская
космогония......................................................................................................... 4
Фиванская
космогония................................................................................................................... 4
Сказание об
истреблении людей................................................................................................. 5
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................... 6
Древнеегипетская мифология
не пользуется столь широкой популярностью, как мифология Древней Греции, в
первую очередь из-за того, что миросозерцание древних греков несравненно ближе
современному человеку. Труднее всего усваивать древнеегипетскую мифологию из-за
её алогичности. Например, для большинства богов нет строгих правил иконографии,
предписывающих, как этих богов надлежит изображать; некоторые боги не имеют
даже постоянных имён. Фактически в каждом номе (административном округе) страны
вырабатывались свои собственные версии одних и тех же сказаний и легенд. К тому
же древнеегипетские тексты большей частью дошли до нас во фрагментах; многие
содержащиеся в них намёки и ссылки нам не понятны; наконец, часть мифов
сохранилась лишь в пересказах античных авторов, давших свою интерпретацию и,
следовательно, исказивших первоначальный смысл.
Разные теологические центры Древнего Египта, крупнейшими среди которых были города Гелиополь, Мемфис, Гермополь и Фивы, выдвигали каждый свою космогоническую версию, объявляя своего главного бога творцом мира, а всех наиболее популярных в стране богов – созданными им или ведущими от него происхождение. Общей для всех являлась только идея об Изначальном Хаосе.
Политическим
центром государства Гелиополь никогда не был, однако
с эпохи Древнего царства и вплоть до конца Позднего периода город не утрачивал
значения важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных богов. Космогоническая версия Гелиополя была наиболее распространённой, а главные боги гелиопольского пантеона – особенно популярными
во всей стране.
В начале был Хаос, который назывался Нун, - бескрайняя, неподвижная и холодная водная гладь, окутанная темнотой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался незыблемым. Но однажды из Океана появился бог Атум – первый бог во вселенной. Вселенную по-прежнему сковывал холод, и всё было погружено во тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твёрдое место, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен – Изначальный Холм.
Обретя под ногами землю,
Атум стал размышлять, что ему делать дальше. Прежде всего надо было создать
других богов. Сначала он захотел создать бога воздуха и ветра, так как только
ветер сможет привести в движение мёртвый Океан. Однако,
если мир придёт в движение, то всё, что бы Атум после
этого ни сотворил, будет немедленно разрушено и вновь превратится в Хаос.
Творческая деятельность совершенно бессмысленна до тех пор,. Пока
в мире нет стабильности и законов. Поэтому Атум
решил, что одновременно с ветром надо создать богиню, которая будет охранять и
поддерживать раз навсегда установленный закон. Приняв после многолетних
раздумий это решение, Атум, наконец, приступил к
сотворению мира. Он оплодотворил сам себя и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога
ветра и воздуха, и Тефнут,
богиню мирового порядка ( Тефнут, богиня влаги, в данном
случае отождествляется с богиней правды и мирового порядка Маат
). Атум
вдохнул в своих детей Ка. Но повсюду, как и прежде, была тьма, и
дети Атума потерялись в Первозданном Океане. Атум послал на поиски Шу и Тефнут своё Око. Пока оно
бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его «Великолепным».
Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно. От
радости Атум заплакал. Его слёзы упали на Холм
Бен-Бен и превратились в людей.
По другой ( элефантинской ) версии, сюжетно не связанной с гелиопольской легендой, но достаточно распространённой и популярной в Египте, людей и их Ка вылепил из глины бараноголовый бог Хнум.
Старое Око очень
разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его
месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе
на лоб и поручил ему великую миссию – быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-Маат
миропорядка. С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры ( урей ) стали носить на коронах все боги, а потом фараоны,
унаследовавшие от богов земную власть.
На холме Бен-Бен люди
впоследствии построили главный храм Гелиополя –
святилище Ра-Атума.
От брака Шу и Тефнут
родилась вторая божественная пара: бог земли Геб и его сестра и жена, богиня неба Нут. Нут родила Осириса,
Хора, Сета, Исиду
и Нефтиду.
Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Сет,
Исида и Осирис составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.
Содержание этого мифа
отличается от гелиопольского только тем, что первым
появился бог Птах, который был
землёй и решил воплотиться в божество. Он произвёл Атума,
который не самостоятельно, а лишь исполняя волю Птаха,
создал остальных богов, а сам Птах создал божественные волшебные
слова-заклинания и установил на земле справедливость. Птах почитался как
покровитель искусств, ремёсел, кораблестроения и зодчества. Птах, его жена –
богиня-львица Сохмет
и их сын – бог растительности Нефертум составляют Мемфисскую
Триаду.
В начале был Хаос. В Хаосе
царили силы разрушения: Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма. Разрушительным
силам противостояли созидательные силы – четыре пары божеств, олицетворяющих
стихии, - Великая Восьмёрка. Мужские божества Восьмёрки: Хух (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон
(Невидимый, т.е. Воздух) – имели облик людей с головами лягушек.
Им соответствовали женские пары: Хаухет, Наунет, Каукет и Амаунет – богини со змеиными головами. Боги Великой
Восьмёрки создали из земли и воды Яйцо, возложили его на Изначальный Холм, и из
Яйца вылупился бог Солнца Хепри – “молодой Ра”. Ра создал Шу и Тефнут,
от которых произошли все остальные боги.
Фивы были столицей Древнего Египта в эпохи Среднего (2134-1785
гг. до н.э.) и Нового(1552-1070 гг. до н.э.) царств.
До выдвижения Фив как политического центра там
почитались: небесный бог Мин,
бог Амон и бог войны Монту. В начале
Среднего царства главным богом пантеона был Монту, но
потом возрастает значимость Амона, культ Монту
заменяется культом Амона, который быстро сравнивается по значимости с традиционным
культом бога Солнца Ра. А в Новом царстве происходит их слияние, и возникает божество
Амон-Ра, который объявляется
творцом мира, отцом всех богов, поднявшим небо и утвердившим землю. Люди были
созданы из его слёз. Он изображался в виде человека в короне из двух высоких
перьев (атеф) и с солнечным диском. Священные
животные – баран, белый гусь и змея. “Вместилищем души” Амона-Ра считались бараноголовые сфинксы (аллея таких
сфинксов ведёт в главный храм Карнакского комплекса
Большой Храм Амона-Ра).
Сказание об истреблении людей.
Когда великий
солнечный бог Ра, благополучно процарствовав, наконец, состарился,
против него ополчились люди. Узнав о мятеже, который задумал народ Египта, Ра призвал свою свиту и приказал явиться своему Оку – богине
Хатхор, Шу, Тефнут, Геба и Нут, а также Нун,
но тайно, чтобы люди не увидели этого. Боги незамедлительно явились. Ра спросил
у богов-предков совета, как поступить с
людьми. Нун посоветовал ему направить против них своё
Око, а остальные боги его поддержали. Ра посмотрел на людей своим
Глазом-Солнцем, направляя в их стан испепеляющие лучи урея.
Но люди были готовы к этому и успели укрыться за высокой горой в пустыне. Тогда
Ра велел своему Оку в образе Хатхор отправиться в
пустыню и жестоко наказать дерзких, непокорных людей. Хатхор
приняла обличье женщины-львицы и получила имя Сохмет.
Она отправилась в пустыню, разыскала людей, набросилась на них и принялась
безжалостно их терзать, убивая одного за другим, орошая пустыню кровью и
разбрасывая вокруг себя куски мяса. Решив, что люди уже достаточно наказаны, Ра
приказал дочери оставить людей в покое. Но упрямая Хатхор-Сохмет
не пожелала прекратить месть, так как ей очень понравилось убивать людей и пить
их кровь. Тогда Ра послал своих гонцов на остров Элефантину, чтобы они
принесли ему как можно больше красного минерала диди.
Получив диди, Ра велел растолочь камень, намолоть
ячменя и сварить пиво. Потом слуги бога наполнили пивом семь тысяч сосудов и
намешали туда толчёного красного порошка диди, от
чего напиток стал похож на кровь. Ра приказал отнести сосуды в то место, где Хатхор убивала людей, разлить это окрашенное пиво на полях,
в долине Реки.
Повеление Ра было незамедлительно исполнено. Утром Хатхор-Сохмет пришла, оглядела место вчерашнего побоища и,
увидев великое множество кровавых луж, бросилась пить мнимую кровь. Пиво
пришлось ей по вкусу, и она пила его до тех пор, пока не захмелела настолько,
что не смогла различать людей. Ра простил дочери её неповиновение, велел людям
Египта ежегодно в день праздника Хатхор приносить в
храмы кувшины с пивом и вином и назвал её “Владычецей
опьянения”.
Рак И.В. Мифы Древнего Египта.
– СПб., 1993.
Немировский А.И. Мифы и легенды
Древнего Востока. – М., 1994.