В. Распутин и литературный процесс 70-80-х гг.

В.Г. Распутин родился в 1907г., закончил филологический факультет. Его повести вызвали мировой резонанс, творчество Распутина обнаружило свойство новой прозы – драматический сюжет вырастает из быта людей, приобретает обобщенный смысл выражения. Над сюжетом (например в повести «Деньги для Марии») вырастает смысловая надстройка, отражая злободневные проблемы времени; экономическая проблема – в России происходит разрушение общинных связей, вторжение новых товарно-денежных отношений. К людям приходят деньги, т.е. отношения начинают основываться на них; таким образом, новая экономическая проблема породила социально-нравственную. Распутин констатирует, что произошла смена ориентиров. Взаимоотношения людей уже не строятся на доверии, честности – они осложняются экономическими параметрами. Изменение экономической системы в стране, разрушение старых законов – вот о чем говорит нам эта повесть. Также мы отчетливо видим и экзистенциальную проблему – человек одинок, не способен в одиночку решить всё.

Проблему советской прозы 70-х гг. отражают такие повести писателя как: «Последний срок», «Живи и помни», «Пожар», «Прощание с Матёрой». Критика заявляет о появлении новых типов персонажей – «распутинские старухи». Писатель намеренно обращается к пожилым персонажам. Он берет за основу бунинскую группу пожилых персонажей, так как ставит перед собой художественную задачу увидеть атмосферу общества через сознание людей с опытом. Через восприятие стариков можно увидеть духовную жизнь общества, считает писатель. Автор показывает, что в современном обществе произошел распад человеческих связей, каждый живет своим эгоизмом.

Распутин по праву считается наследником традиций Бунина («Сухая трава» Бунина). Здесь мы наблюдаем философию круговорота бытия у Бунина – в уходе человека создается некое просветленное начало. Бунин показывает, что смерть человека – не конец жизни, а этап круговорота бытия; таким образом, автор вписывается этой идеей в христианский контекст. То же самое мы видим и у Распутина. Старуха Анна прощается с детьми, но смерть она не ощущает как трагедию. Трагедия здесь – в распаде человеческой общности (в том числе и в «Деньгах для Марии»).

Автор из бытовой ситуации создает символ, насыщенный философско-метафизическим содержанием, показывая, что уход героини  означает момент некой катастрофы для жизни в целом (название «Последний срок» также отражает это, имеется в виду «бытийный срок»).

В повести «Живи и помни» важен изображаемый автором внутренний конфликт героини – разрыв между домом и любовью. Ситуация изначально не может быть разрешена. Главная героиня Настёна берет на себя всю тяжесть неразрешенного противоречия (самоубийство, утопилась в Ангаре). Казалось бы, решение может быть найдено, однако есть и надсюжет. Распутин – мастер физиологических описаний. Видя судьбу второго главного героя Андрея, видя, как Распутин изображает процесс превращения человека в животное, кажется, что у читателя появляется способность почувствовать, как автор тонко передает каждый звук, обострение слуха, зрения у одичавшего Андрея. Сюжет становится более динамичен, конфликт – заостреннее, он приобретает черты нравственно-философского конфликта. Распутин считает, что случайно или не случайно человек может выпасть из общества. Каждый человек должен соблюдать нормы человеческого рода. Если правила рода  нарушаются, то человек превращается в животное. Здесь Распутин прав с точки зрения народной философии. Таким образом, мы видим, что автор создает условия художественной лаборатории. «Проза художественно эксперимента» появляется в 70-е гг. (повесть нравственного эксперимента). В этой прозе Распутин обнаруживает признак дидактизма, авторская позиция сильно выражена, он выступает в роли наставника, учителя. Здесь – наследие толстовской традиции у Распутина. Суровая, строгая учительская проза, дидактизм, экзистенциальность – вот свойства распутинской прозы. автор активно эксплуатирует символические образы. Это наиболее ярко проявилось в повести «Прощание с Матёрой.

Символична сама сюжетная ситуация (остров на реке, постройка ГЭС. Деревня подлежит затоплению. Имеется сюжетный ход, содержащий в себе зародыш метафизических идей. В этой сюжетной ситуации содержится идея апокалипсиса.

Распутин постепенно усиливает традиции и приводит нас к соответствующим выводам.

Дарья – главная героиня повести, которая единственная остается на острове. Весх остальных переселяют в поселок. Автор детально показывает последние дни острова, как Дарья прощается с родными на кладбище. В процессе сюжета Распутин усиливает разные символические образы. Это усиление происходит в унисон с потоплением острова. Символичность повести: 1) Дарья моет избу – символ ситуации, 2) дерево – символизирует незыблемость традиций, 30 кладбище – здесь героиня думает о себе в контексте человеческой истории, представляет себя во главе журавлиной стаи (вершина человеческой цепи). Все эти образы играют на впечатление читателя.

Вопрос о религиозности раскрытия. Распутин – религиозный писатель (хотя при советской власти о религиозности вообще не шла речь). Религиозность проявляется в различных мотивах текстов и образах. Например, в мотиве смерти («Последний срок») здесь старуха разговаривает со смертью как с подругой. Подобно И.А. Бунину, Распутин показывает смерть как этап во вселенском движении жизни, круговороте бытия.

В повести «Пожар» Распутин создает историю апокалипсиса. В этой повести присутствует мотив дидактической интонации, возникает проблема взаимоотношений художественности и публицистичности. Распутин-публицист доминирует здесь над Распутиным-художником.

После этого Распутин стал писать меньше. Следует указать на следующие заключительные этапы его творчества.

-                            цикл рассказов «Век живи, век люби», роман «В ту же землю». Действие романа происходит в постперестроечную эпоху. Автор романа намеренно снижает статус героини. Она еле-еле сводит концы с концами, работая посудомойкой в столовой. У героини умер муж, ей не на что его хоронить. Здесь автор выражает свой протест против общества, государства, церкви. Присутствует и боготворческий мотив: Бог – жизнь, не церковь.

-                            Последняя книга писателя «Сибирь, Сибирь» - представляет собой публицистическое произведение с элементами лиризма. Здесь Распутин выступает как защитник природы, отчетливо видна роль писателя как общественного деятеля.

В.Г. Распутин – консерватор. Он защитник нравственно-духовных традиций. Пытается сохранить принципы национальной этики, статус человека, его связи с людьми. Автор видит разрушение народной этики и традиций. Во всех своих произведениях писатель ратует за сохранение национальных традиций и корней; его можно назвать национал-патриотом. Особое, характерное для Распутина, заключается в том, что все свои представления о жизни он воплотил в художественных образах и огромную роль отводил символическим образам. Его герои – люди, накопившие жизненный опыт и воспри6нимающие жизнь сквозь его призму. Творчество писателя характеризуется также соединением художественного и публицистического начал. Публицистичность нарастала, шла по восходящей, диктовала своеобразие художественной интонации (назидательность, дидактизм, учительский тон). Это – общий эскиз творчества Распутина.

 

Литературный процесс 70-х – 80-х гг.

Литературный процесс 70-х – 80-х гг. характеризуется в основном творчеством Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Давыдова и многих др.

Городская проза 70-х гг.

Возникла в начале 70-х, первоначально в критике как противовес деревенской прозе и дополнение к ней.

Городская проза прежде всего связана с именем Ю. Трифонова. В конце 70-х появляется в критике понятие «прозы сорокалетних». Она обозначала произведения писателей примерно одно возраста, которые писали о городе. Эа проза по стилю, сюжетам, материалу отличалась от любой другой. Синоним – «Московская школа». Трифонов в первую очередь.

Его роман «Студент» принес Трифонову высокую государственную награду – сталинскую премию. В центре романа – повествование о процессе над космополитами в одном из ВУЗов Москвы. Дальнейшая судьба Трифонова – всю жизнь он преодолевал «комплекс студентов», т.е. всю жизнь переосмысливал роман; это поиск писательской этики художника. Сначала он его приводит к героическим и экзотическим сюжетам (роман «Утоление жажды» - преодоление сопротивления природы и среды, устойчивость творческой позиции).

В 1970 в журнале «Новый мир» опубликована повесть Трифонова «Обмен», в 1968 «Вера и Зойка». 60-е – 70-е – время борьбы между двумя политическими и литературно-художественными тенденциями: 1) консервативной – прогосударственной и 2) либерально-демократической. В эпицентре этой борьбы -  журнал «Новый мир», под руководством Твардовского. В этом журнале Твардовский проводил политику свободной демократической литературы.

Итак, Ю. Трифонов. Его произведения: «Исчезновение», »Время и место», «Отблеск костра» - автобиографическое (рассказывает о своем дяде, попытка воспроизвести подлинную атмосферу революционеров-большевиков), роман «Нетерпение». Но более всего общественное внимание привлекла повесть «Обмен». С ее появлением критики заявили, что Трифонов неправомерно много внимания уделяет быту, возникает слово «бытовизм», по отношению к творчеству писателя. Его упрекали в бытовизме и отсутствии авторской позиции. Сюжет повести строится на деталях обычной, повседневной жизни, что уже было непривычно.(т.к. эстетика литературы социального реализма требовала героев-личностей). У повести нет конца, финал открыт, нет моралистических выводов. Критика обвинила Трифонова в отсутствии авторской позиции, что он не доказал моральность личности в советском обществе. Однако Трифонов возражает, говоря, что ненужно пренебрежительно относиться к быту, что именно им человек и проверяется. Смысл сюжета – Трифонов показывает, как психологический конфликт вырастает до мировоззренческого. Трифонов показывает, как бытовой конфликт уходит в прошлое, конфликт наследуется мировоззренчески. Писатель говорит, что нравственность переходит по наследству, автор расширяет мировоззренческую позицию, конфликт носит амбивалентный (множественный) характер, сам же писатель не акцентирует свою позицию. Происходит «обмен», в который писатель вкладывает разные уровни смысла: бытовой, этический, мировоззренческий, а так же философский и экзистенциальный. Для Трифонова здесь имеет место «нравственный обмен», «обмен совести». Таким образом, это не бытовая повесть, а повесть – притча с жестким сюжетом, несущим морально-назидательную нагрузку. Художественная ценность повести в ее экзистенциальном значении.

Повесть «Другая жизнь». Здесь Трифонов усиливает исторический подтекст современности; повесть представляет собой внутренний монолог героини, в этом заключается особенность композиции повести, которая носит ретроспективный характер. Сюжет многослоен. В этой повести автор говорит о том, что история – не повседневное чередование событий, а нравственная история внутренней жизни человека. Человек – нить, вплетенная канат истории.

Ю. Трифонов изображает характер, сформированный тоталитарным обществом 30-х – 40-х гг. в основе его – приспособленчество. Например, повесть «Дом на набережной». Здесь автор использует ретроспекцию, действие происходит в двух временных пластах. Современный человек по Трифонову – интеллигент и приспособленец, отрицательный герой нашего времени. Трифонов показывает типичный характер того времени. В этой повести скрыта картина той эпохи. Трифонов пользуется эзоповым языком, он сумел скрыто показать свою позицию, которая проявилась в образе дома на набережной («дом на набережной» был связан с понятием власти и процветания, с атмосферой 30-х гг.)

Итоги по творчеству Трифонова. Он сумел соединить быт и бытие, показать обобщенную ситуацию, которая носит экзистенциальный характер. Сумел показать то, что нельзя было сделать в 70-е гг., создать объективную картину жизни 30-х – 40-х гг. Повесть «Дом на набережной» доказала тезис Трифонова об истории – историческом и нравственном развитии. Писатель оставил неизгладимый след в русской литературе, он – классик. Трифонов показал, что литература – это литература мыслей, идей, стиля, а не сюжета и образов.

Продолжением трифоновской традиции станет роман Ю. Давыдова «Бестселлер». Этот роман охватывает почти 50 лет русской истории, главный герой – Ю.Л. Бурцев. Он занимается раскрытием грандиозного предательства.

Благодаря Ю. Давыдову стало понятно, что вся русская история строится на измене. Роман начинается с рассказа об Иуде. История приспособленчества связана с идеей предательства (приспособленчество у Давыдова – предательство). Совесть человека по Давыдову продается. Это трифоновский обмен.

Еще одним продолжателем трифоновской традиции стал В. Маканин. Он ссылается на Трифонова как на своего учителя. Его произведения: «Ключарев и Амушкин» - опубликован в конце 70-х гг. в 80-е гг. появляются другие произведения. «Отдушина», «Голоса», «Антилидер», «Где сходилось небо с холмами». В 90-е гг. появляются «Долог наш путь», «Лад», «Кавказский пленный», «Авндеграунд или герой нашего времени». Маканин подхватил тенденцию к притчевости. Он сделал ее важным сюжетным свойством. У писателя эта форма изначально заложена в прозе. Его повести – кристаллические, они четко воплощают структуру. В рассказе «Ключарев и Амушкин» на основании сюжета Маканин создает притчу о счастье, везении, судьбе. Счастье и удача распределены по жизни неравномерно. В этой ситуации тоже заложен обмен. Ситуацию обмена автор расширил и добавил принцип весов (Маканин привержен к художественным формам).

Следующая повесть «Отдушина». Мебельщик Михайлов устраивает свою судьбу и судьбу детей в обмен на жену Алевтину. Формула обмена воплотилась в повести «Где сходилось небо с холмами». Башилов – главный герой, родился в поселке ()Маканин вообще – писатель поселка). В этом поселке люди хорошо поют, они от природы наделены даром мелоса. На деньги жителей поселка Башилов постепенно становится композитором. В течение повести он несколько раз приезжает навестить земляков и замечает, что жизнь меняется, меняется характер, люди озлобляются. Он стал замечать, что и творчество тоже ослабевает. Подлинная мелодия обрабатывается культурой. В. Маканин создает форму; он говорит, что культур есть постоянный обмен между почвой и поверхностью, происходит эрозия подлинных основ. Автор распространил принцип обмена на культурный процесс. В повести «И долог наш путь» Маканин разрабатывает проблему добра и зла. Это выдуманный рассказ автора об отдаленном будущем. Рассказывается об обществе, в котором не существует проблемы добра и зла. Она решена в антиутопическом сюжете.(имеется подводный сюжет). Вывод: автор говорит, что проблема добра и зла не может быть решена, что в природе человека всегда есть насилие.

Автор: Шелгунова Ольга.

 

 

Главная страница



Сайт создан в системе uCoz
Главная