Российский университет дружбы народов

 

 

 

 

 

 

 

Факультет: Филологический

Направление: "Филология"

Группа: ФЯБ–43

Студентка: Сыромятникова И.С.

  

 

 

 

Реферат

Электронно-вычислительная техника при обучении иностранным языкам. Возможности использования компьютерных программ и курсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курс: "Методика преподавания русского языка как иностранного"

Преподаватель: Хавронина С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2002


содержание

 

Введение.. 3

Компьютер как техническое средство обучения.. 4

Компьютер как средство интенсификации учебного процесса.. 6

Формирование грамматической компетенции учащихся при помощи компьютерных технологий.. 6

Компьютер и работа над произношением... 7

Работа с компьютером и виды речевой деятельности.. 7

Компьютерные программы по РКИ для студентов-иностранцев.. 8

Интернет в преподавании русского языка как иностранного.. 9

заключение.. 11

Список литературы... 12

 


Введение

 

Как пишет О.И. Руденко-Моргун в своей статье "Компьютерные технологии как новая форма обучения РКИ", мы живём в век информационной, компьютерной революции, которая началась в середине 80-х годов и до сих пор продолжает наращивать темпы. Вот её основные вехи: появление персонального компьютера, изобретение технологии мультимедиа, внедрение в нашу жизнь глобальной информационной компьютерной сети Интернет. Все эти новшества легко и незаметно вошли в жизнь: они широко используются почти во всех профессиональных сферах и в быту.

Компьютерные обучающие программы, как пишет Э.Л. Носенко, стали использоваться с 80-х гг. XX в. Говорилось о том, что автоматизированные обучающие системы (АОС) относятся к так называемым комбинированным техническим средствам обучения. Они предназначены для реализации с помощью ЭВМ, работающих в диалоговом режиме, функций по предъявлению учебной информации в удобной для восприятия форме, индивидуализированному управлению учебной деятельностью в ходе программированного, проблемного обучения; контролю знаний, а также для обеспечения доступа к вычислительным, информационно-справочным и другим ресурсам ЭВМ.

О том, что компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько десятков лет назад ни один лингвист даже не подозревал, пишет и С.В. Фадеев. Нет ничего удивительного в том, что не все преподаватели оказались готовыми к широкому внедрению компьютеров в такую нетрадиционную сферу, как обучение иностранным языкам.

Система образования, по мнению О.И. Руденко-Моргун, не может быть независимой от общественного и политического устройства государства, она во все времена откликалась на социальный заказ. Именно в силу этого политика государства в последнее время направлена на то, чтобы внедрить информационные технологии в школы и вузы, превратить стихийный процесс, каким он по преимуществу был в течение целого ряда лет, в управляемый и контролируемый, привлечь к работе над новыми учебными материалами специалистов в предметных областях, стимулировать компьютерные фирмы к созданию электронной обучающей продукции для российских школьников и студентов.

 


Компьютер как техническое средство обучения

 

Как пишет С.В. Фадеев в своей книге "ЭВМ в преподавании русского языка как иностранного", необходимо, чтобы каждый преподаватель-русист понял простую мысль: ЭВМ в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении студентов, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. То, что преподаватель желает получить в результате использования машины, в неё необходимо запрограммировать.

Таким образом, компьютер берёт на себя львиную долю рутинной работы преподавателя, высвобождая ему время для творческой деятельности, которая на современном уровне развития техники не может быть отдана компьютеру.

Как известно, пригодность технических средств обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям:

-               во-первых, они должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса,

-               во-вторых, обеспечивать немедленное и постоянное  подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося;

-               в-третьих, повышать сознательность и интерес к изучению языка,

-               в-четвёртых, обеспечивать оперативную обратную связь и пооперационный контроль действий всех обучаемых,

-               в-пятых, обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования.

Как показывает практика, пишет С.В. Фадеев, из всех существующих средств обучения ЭВМ наилучшим образом "вписываются" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально приближают процесс обучения к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности студентов, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый студент получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала.

Применение компьютеров значительно повышает интенсивность учебного процесса. По словам С.В. Фадеева, при компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании ЭВМ усваивается прочнее.

Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между студентом и преподавателем. При использовании ЭВМ для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех студентов учебной группы. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы со студентами.

Ещё одно достоинство ЭВМ – способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т.п.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.

Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как ответобоязнь. Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли и т.п.) не позволяют многим студентам показать свои реальные знания. Оставаясь же "наедине" с дисплеем, студент, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.

Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы студентов. Учащиеся могут использовать ЭВМ как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём ЭВМ является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка.

Однако, сказав о достоинствах компьютеров, следует отметить и некоторые недостатки. Как пишет Б.С. Гершунский в своей книге "Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы", диалектичность педагогических явлений состоит в том, что какое бы то ни было, положительное само по себе свойство или качество целостного учебно-воспитательного процесса оборачивается своей противоположностью и становится крайне нежелательным при неумеренном, гипертрофированном проявлении, подавляющем другие, не менее важные свойства. Это замечание имеет самое непосредственное отношение к индивидуализации обучения, тем более что в условиях компьютеризации существенно меняются условия взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся друг с другом.

Уже на первом этапе обучения, в процессе постановки целей и задач предстоящей познавательной деятельности учащихся учитель участвует опосредованно. Непосредственное предъявление заданий учащемуся осуществляет компьютер. Конечно, учитель должен принимать самое активное участие в составлении обучающих программ, определяющих последовательность действий учащегося в решении той или иной задачи. Но в реализации важнейшей психолого-педагогической функции обучения – предъявлении и принятии учащимися целей и задач учебно-познавательной деятельности – в условиях компьютеризации возможен острый дефицит непосредственного общения учителя и ученика, живого слова учителя.

Как справедливо замечал Э.Л. Носенко в своей книге "ЭВМ в обучении иностранным языкам в вузе", хотя передача всех функций преподавателя машине в принципе возможна, идею полной автоматизации обучения, как справедливо подчеркнул на всесоюзной конференции, посвященной психологическим проблемам создания и использования ЭВМ Б.Ф. Ломов, едва ли можно рассматривать как практически реализуемую и гуманную. Обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личности обучающего на учеников, а для этого необходим их непосредственный контакт.

Компьютер как средство интенсификации учебного процесса

 

Успешность освоения русского языка иностранными учащимися, по мнению автора статьи "Компьютерные технологии на начальном этапе преподавания РКИ" Серовой Л.К., во многом зависит от эффективности начального этапа обучения. В этот период студент встречается с наибольшим количеством трудностей, связанных с адаптацией к новым условиям жизни и необходимостью общения на неродном языке. Преподавателям подготовительных факультетов приходится сталкиваться с неравномерностью сроков и неоднородностью состава учебной группы, сокращением времени обучения групп для позднего заезда на подготовительном факультете. Преодолению таких трудностей могут способствовать интенсификация и индивидуализация учебного процесса. Использование новых технологий даёт возможность интенсифицировать обучение и сделать его более комфортным для учащихся за счёт индивидуального подхода к работе над преодолением трудностей иностранного языка.

Формирование грамматической компетенции учащихся при помощи компьютерных технологий

 

Как пишет Л.К. Серова, одной из основных задач на начальном этапе обучения иностранных учащихся является формирование грамматической компетенции. На этом этапе значительное количество учебного времени уделяется особенностям грамматической системы изучаемого языка (по возможности в сравнении с родным языком учащихся), а также тренировочным упражнениям, нацеленным на освоение учащимися грамматических категорий. При этом одни категории учащимся знакомы и не вызывают особых трудностей, а другие требуют напряжённой работы учащегося и терпения преподавателя. Объяснение грамматических правил, касающихся тех категорий, которых нет в родном языке учащихся, особенно в том случае, когда невозможно использование языка-посредника, должно быть наглядным и доступным.

При введении нового грамматического материала велика роль наглядности. Очевидно, что работа с обучающими компьютерными программами является чрезвычайно эффективной, так как даёт возможность "оживить" схемы, показать формы русского языка в динамике. Э.Г. Азимов говорит о том, что компьютер представляет информацию с помощью не только статической, но и динамической наглядности. При работе над падежной системой учащийся наблюдает изменение окончаний существительного и на определённом этапе начинает "предвосхищать" изменения, создавая в уме окончание и уже потом сверяя свои догадки с результатом. Динамика объяснений, разнообразие подходов к ним выгодно отличают компьютерные программы от статичных схем в учебниках.

Учащийся может остановить презентацию учебного материала в любом месте и просмотреть его ещё раз, добиваясь более полного понимания каждого пункта. Опыт работы в дисплей-классе показывает, что студенты гораздо чаще останавливают объяснение грамматического материала и возвращаются к предыдущим правилам при работе с компьютером, чем в аудитории с преподавателем. Это происходит по двум основным причинам. Во-первых, это связано с недостаточным уровнем коммуникативной компетенции учащихся на данном этапе обучения. Сформулировать свой вопрос на русском языке студент затрудняется, не зная грамматических терминов. Повторное объяснение преподавателя не доходит через языковой барьер, если студент плохо владеет языком. Во-вторых, некоторые учащиеся не хотят переспрашивать преподавателя в аудитории по чисто психологическим мотивам. Всех этих трудностей нет при работе с обучающей компьютерной программой. Учащийся чувствует себя вполне комфортно и возвращается на этап презентации грамматического материала столько раз, сколько ему необходимо для полного его усвоения.

При выполнении грамматических упражнений компьютерная программа даёт возможность непосредственно контролировать правильность выбора формы, что помогает студенту корректировать свои действия непосредственно по ходу выполнения упражнения, а не отсроченно, после проверки работы и оценки её преподавателем. Поэтому такие случаи, когда преподаватель при проверке работы обнаруживает, что грамматический материал не усвоен и все или почти все задания выполнены неверно, при работе с компьютерной программой просто невозможны.

Значительна роль обучающих компьютерных программ на этапе закрепления грамматического материала. Программа даёт студенту возможность разнообразить рутинный процесс выполнения тренировочных и условно-речевых упражнений. Самостоятельный выбор стратегии обучения повышает мотивацию учебной деятельности иностранных учащихся и способствует большей эффективности освоения форм и конструкций русского языка.

Компьютер и работа над произношением

 

Есть такой аспект работы над постановкой звуков, пишет Л.К. Серова, где можно эффективно использовать компьютер. "Ожившая" схема строения речевого аппарата, показывающая работу органов при произнесении отдельных звуков, чрезвычайно полезна для студентов, особенно при отсутствии языка-посредника. Преподаватели-фонетисты хорошо знают, насколько трудоёмка работа по постановке звуков в интернациональных группах. В дисплей-классе в целях имитации работы органов речи и стимуляции немой артикуляторной гимнастики студенты могут рассматривать фонетические схемы в зависимости от возникающих у них потребностей, не мешая друг другу и не провоцируя дополнительной интерференции.

Работа с компьютером и виды речевой деятельности

 

Л.К. Серова пишет, что основными видами речевой деятельности в работе с компьютерными средствами обучения являются чтение и письмо. Это именно те виды речевой деятельности, которые необходимы современному специалисту в разных областях, использующему компьютер в профессиональных целях. Умение правильно сформулировать запрос к поисковой программе даёт возможность быстро получить качественную информацию. Ошибки же ведут к получению неверной информации или к потере времени на её поиск. Для иностранных учащихся трудности начинаются с распознавания русских букв, поэтому программы, помогающие освоить русский алфавит, очень полезны на начальном этапе обучения.

Для современных специалистов особенностью такого вида речевой деятельности, как письмо, является необходимость печатать на клавиатуре. Многочисленные опросы показывают, что молодое поколение по окончании вуза, где приходилось писать конспекты лекций, почти не пользуется ручкой. На работе вся служебная документация предполагает набор на клавиатуре компьютера. В неофициальном общении широко используется SMS – передача сообщений путём набора текста на клавиатуре мобильного телефона.

Таким образом, обучение письму имеет в настоящее время свои особенности. Это, по определению О.П. Крюковой, обучение письменному общению в телекоммуникационной сети. Компьютер является в этом случае тем средством, которое помогает удовлетворить насущные потребности учащихся.

Вполне эффективным является включение в современные компьютерные программы заданий на аудирование. Небольшие монологи и диалоги могут сопровождаться несколькими картинками, лишь одна из которых соответствует содержанию звучащей речи. При правильном выборе программа поощряет студента, при неправильном выборе даёт возможность повторного прослушивания. Компьютер позволяет разнообразить материал для аудирования, использовать голоса различного тембра, а также сопровождать звучащую речь видеорядом, что облегчает понимание, особенно на начальном этапе обучения. При этом студент сам может выбирать стратегию обучения аудированию: подключать видеоряд сразу или со второго прослушивания, вызывать на экран параллельный текст и читать его во время, до или после прослушивания. Учащийся чувствует себя комфортно и быстрее достигает положительных результатов.

Понятно, что возможности  компьютера в обучении говорению ограничены, так как различение спонтанной речи (да ещё с помехами в виде различного рода ошибок, которые допускают иностранные учащиеся) на нынешнем техническом оборудовании недостижимо. При работе над этим видом речевой деятельности роль преподавателя незаменима.

Компьютерные программы по РКИ для студентов-иностранцев

 

Существует несколько классификаций учебных компьютерных программ по разным основаниям (по типу упражнений, цели обучения и т.п.).

Л.К. Серова подчёркивает, что преподавателю-практику нужно обратить внимание на то, что программы по РКИ могут быть сориентированы на конкретный учебник или автономны и самодостаточны.

Все обучающие программы включают в себя элемент игры, в этом их принципиальное отличие от сборников упражнений для обучения иностранному языку. Следуя логике игры, учащийся даже не осознаёт, что по ходу программы выполняет значительное количество упражнений, нацеленных на освоение грамматики или лексики, он делает их без напряжения и поэтому легче достигает результата.

Многие из существующих "языковых игр" могут быть реализованы на базе ЭВМ, замечает Э.Л. Носенко, способствуя выработке языкового чутья, контекстуальной догадки, вероятностного прогнозирования, которым принадлежит, как известно, немаловажная роль в овладении иностранным языком.

По мнению Л.К. Серовой, в последнее время всё большее распространение в обучении иностранным языкам вообще и русскому языку как иностранному в частности получают ролевые игры. Преимущество этих программ в том, что они позволяют учащемуся "погрузиться" в изучаемый язык, участвовать в непосредственном общении с персонажами программы, самому моделировать ситуации общения. Всё это способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся. Такие программы создаются с применением мультимедийных технологий, они позволяют учащемуся слушать озвученную речь виртуальных героев, просматривать краткие видеофильмы, иллюстрирующие тему, прослушивать музыкальные фрагменты и песни. Безусловно, такой подход разнообразит обучение и привлекает учащихся.

При создании обучающих компьютерных программ для начального этапа обучения следует учитывать, что внимание учащегося должно быть сконцентрировано на смысле объяснения грамматических явлений русского языка. При этом количество навыков, требующихся для работы с компьютером, должно быть сведено к минимуму. В центре работы должен быть вопрос "что делать?", а не "как делать?", в противном случае утомление от работы с компьютерной программой будет снижать уровень усвоения грамматического материала.

Интернет в преподавании русского языка как иностранного

 

Л.К. Серова замечает, что широкая перспектива в обучении русскому языку как иностранному открывается перед Интернетом. Возможности использования глобальной сети в учебных целях поистине неисчерпаемы. Но всё же преподавателю, работающему в дисплей-классе с группой начального этапа обучения, следует помнить, что наличие языкового барьера требует тщательного контроля над отбором материала и формами работы. Опыт показывает, что очень часто в том случае, когда в дисплей-классе есть выход в Интернет, студенты предпочитают "проскользнуть" в сайты на родном языке и погружаются в чтение информации, вместо того чтобы осваивать с помощью компьютера русский язык. Учитывая ограниченность времени работы в дисплей-классе, преподаватель должен контролировать пребывание студентов в Интернете и не допускать непроизводительной потери учебного времени.

Интернет, по мнению авторов статьи "Русский язык и Интернет: проблемы обучения" Г.Н. Трофимовой и Е.Н. Барышниковой, - это феномен межкультурной коммуникации, дающий возможность обмениваться информацией в кратчайший срок, эффективнее реализовать индивидуальные методы обучения, усваивать учебный материал, опираясь на принципы последовательности и концентричности его подачи, открывает новые возможности знакомства с актуальной информацией о стране изучаемого языка.

Интернет стал богатейшим источником культурологической и страноведческой информации о России. Здесь есть страницы (сайты), представляющие интерес именно для преподавателей русского языка как иностранного, а также самих студентов.

В интернет-пространстве активно используется разговорный стиль речи в режиме общения "онлайн", со всеми его языковыми особенностями. Однако из привычного нам устного диалога получается разговор в письменной форме, место аудирования как вида речевой деятельности занимает чтение, а говорение и письмо как виды речевой деятельности в этой ситуации общения взаимопроникают друг в друга.

С точки зрения методики преподавания русского языка как иностранного, Интернет как коммуникативное пространство представляет интерес в трёх направлениях:

1)          как безграничный источник информации, в том числе культурологической и страноведческой;

2)          как интернет-пространство для виртуального обучения;

3)          как источник (или создатель) новых слов, новой терминологии, новых вариантов разговорного стиля речи, новых возможностей эпистолярного жанра.

Анализируя характер письменной интернет-речи, мы можем увидеть, что этому типу речевого общения присущи спонтанность и неподготовленность, структура "вопрос-ответ", в то же время это всегда текст, что можно было бы охарактеризовать как "письменное (по форме) говорение".

В системе рунета могут быть представлены мультемедийные учебники и учебно-игровые комплексы, которые дают широкие возможности для дистантного образования, но в то же время могут быть использованы и в очном образовании. Такие учебники строятся по принципу учебного гипертекста, имеющего систему ссылки, которая может проецироваться на свободное интернет-пространство.

Любой гипертекст обладает важной для преподавателя и учащегося способностью обновления: это ссылки на сайты новостей, рекламных объявлений, сайт прогноза погоды.

В структуре учебного "замкнутого" гипертекста со ссылками, порождёнными авторами программы, отдельные сайты с таблицами, текстами, сообщениями, справками также легко могут быть заменены. Учащегося привлекает интерактивность такого обучения, возможности самостоятельной работы, широта информационного поля.

На продвинутом этапе можно с успехом посещать сайты газет и журналов, побывать на сайтах музеев и картинных галерей, в библиотеке и научиться работать с каталогом на русском языке. Такая работа поможет студенту не только расширить страноведческие и лингвокультурные знания, но и оценить свою языковую компетенцию, повысить уровень самосознания и мотивации, даст возможность ощутить успех в области овладения языком, так как это не работа с учебником, а реальное речевое действие в русскоязычном информационном пространстве.

Очень важной является возможность "живого", интерактивного общения с русскоязычными респондентами. Это может быть и переписка по электронной почте, и разговор в чате, т.е. в режиме онлайна. На рунетовских сайтах существуют так называемые конференции или форумы, где можно выступить с сообщением, высказать своё мнение, задать вопросы по интересующей теме.

С точки зрения прагматической учебной деятельности преподавателя и учащегося в режиме онлайн, есть возможности проверки самостоятельных заданий, получения индивидуальных заданий, консультаций с преподавателем, организации преподавателем учебных конференций с опорой на изучаемую лексику и грамматику.


заключение

 

По словам Л.К. Серовой, очевидно, что только мотивированное обучение может быть эффективным. Молодое поколение, растущее в глобальном информационном поле, использует для получения знаний гораздо чаще и, конечно, гораздо охотнее компьютер, чем учебник или справочник. Опросы показывают, что даже ученики средних классов школы чаще пользуются Интернетом, чем библиотекой для написания рефератов и письменных работ. Такая "виртуальная" ориентированность нынешних студентов требует новых подходов к обучению.

Работа с компьютерными программами, как пишет И.О. Роберт в книге "Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы: перспективы использования", во многом способствует решению проблемы мотивации, ибо является для нынешних студентов естественной и желанной средой для получения информации, выработки навыков и умений. Студенты готовы потратить на работу с программой гораздо больше времени, чем на освоение учебника по русскому языку и выполнение упражнений. Воспринимая обучающую программу как игру, они не чувствуют напряжения при выполнении значительного количества упражнений и больше уверены в скором достижении результата.

 


Список литературы

1.           Серова Л.К. Компьютерные технологии на начальном этапе преподавания РКИ // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: Учебная монография / Под общей ред. С.А. Хаврониной, Т.М. Балыхиной. – М.: Российский университет дружбы народов, 2002;

2.           Руденко-Моргун О.И. Компьютерные технологии как новая форма обучения РКИ // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: Учебная монография / Под общей ред. С.А. Хаврониной, Т.М. Балыхиной. – М.: Российский университет дружбы народов, 2002;

3.           Трофимова Г.Н., Барышникова Е.Н. Русский язык и интернет: проблемы обучения // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: Учебная монография / Под общей ред. С.А. Хаврониной, Т.М. Балыхиной. – М.: Российский университет дружбы народов, 2002;

4.           Васильева Т.В. О возможных путях интеграции компьютерных дидактических материалов в систему занятий по русскому языку как иностранному // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: Учебная монография / Под общей ред. С.А. Хаврониной, Т.М. Балыхиной. – М.: Российский университет дружбы народов, 2002;

5.           Фадеев С.В. ЭВМ в преподавании русского языка как иностранного. – М.: Рус. яз., 1990;

6.           Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 1987;

7.           Э.Л. Носенко. ЭВМ в обучении иностранным языкам в вузе: учеб.-метод. Пособие.– М.: Высш. шк., 1988;

8.           Азимов Э.Г. Использование компьютера в обучении русскому языку как иностранному. – М.: Русский язык, 1989;

9.           Крюкова О.П.: Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде. – М.: Логос, 1998;

10.        Роберт И.О. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы: перспективы использования. – М.: Школа-пресс, 1994;

11.        Городилова Г.Г. Теоретические и методические проблемы использования ТСО / Технические средства  в обучении РКИ / Сб. статей под ред. Г.Г. Городиловой. – М, 1990;

12.        Уваров А.Ю. Электронные учебники: теория и практика. – М., 1999.



Сайт создан в системе uCoz