Сыромятникова Ирина ФЯБ-43
Стихотворение
"Сказка" в поэтической тетради Юрия Живаго
Вся фабула романа с доктором Живаго в целом
ориентирована на евангельский сюжет. Судьба Юрия Живаго воплощает драму
христианской личности. Роль Юрия Живаго аналогична роли художника, творца,
который не может вмешаться волевым образом в ход истории, но вносит в этот мир
свой идеал христианского жизнепонимания.
Книга стихотворений Юрия Живаго, выделенная в отдельную главу, совершенно органична основному тексту романа. Она его часть, а не стихотворная вставка. В этих стихах Юрий Живаго говорит о своем времени и о себе. Можно сказать, что это его духовная биография. Открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. В стихотворении "Гефсиманский сад" словами Иисуса Христа, обращенными к апостолу Петру: "Спор нельзя решить железом/Вложи свой меч на место, человек", Юрий Живаго говорит, что установить истину, разрешить исторический спор с помощью оружия нельзя.
Особое место в поэтической тетради Юрия Живаго занимает стихотворение "Сказка".
Стихотворение основано на легенде о том, как святой Георгий Победоносец убивает дракона-змея, который душит девушку. Легенда отражает древнейшее представление о добре и зле. Имя Георгий греческого происхождения, на Руси оно приняло формы Юрий или Егор. Таким образом, в стихотворении и в романе очевидна параллель между святым Георгием и Юрием Живаго. При таком содержании необходима, конечно, и соответствующая форма: в стихотворении есть устаревшие слова: "встарь", "сеча", "пленница-краса", "чудище".
В стихотворении явные параллели: девушка – это Лара, святой Георгий – Юрий Живаго, дракон – Комаровский. И снова Комаровский появляется в жизни героев и рушит все мечты о счастье, о тихой жизни. Но не может спасти свою возлюбленную Юрий-Георгий, отдаёт её во власть дракона.
“А они даже и не простились толком, только Юрий Андреевич рукой махнул и отвернулся, стараясь сглотнуть колом в горле ставшую боль <...>
- Прощай, прощай, - предваряя эту минуту, беззвучно-беспамятно твердил доктор, выталкивая из груди эти чуть дышащие звуки в вечеревший морозный воздух. - Прощай, единственно любимая, навсегда утраченная!”
Так закончилась варыкинская сказка.
Стихотворение называется "Сказка", потому что в реальности всё гораздо сложнее и запутаннее. Сказка может быть только в мечтах, во сне. Возможно, поэтому и говорится, что герои "Силятся очнуться/И впадают в сон". Но возможно, сон не является такой уж сказкой:
То в избытке счастья
Слезы в три ручья,
То
душа во власти
Сна и забытья.
Мы видим, что в этом четверостишии сон противопоставляется счастью. Под сном может подразумеваться сама жизнь, действительность, от которой хочется проснуться в ином, лучшем мире.