Сыромятникова Ирина ФЯБ-43

 

Стихотворение "Сказка" в поэтической тетради Юрия Живаго

 

 

Вся фабула романа с доктором Живаго в целом ориентирована на евангельский сюжет. Судьба Юрия Живаго воплощает драму христианской личности. Роль Юрия Живаго аналогична роли художника, творца, который не может вмешаться волевым образом в ход истории, но вносит в этот мир свой идеал христианского жизнепонимания.

Книга стихотворений Юрия Живаго, выделенная в отдельную главу, совершенно органична основному тексту романа. Она его часть, а не стихотворная вставка. В этих стихах Юрий Живаго говорит о своем времени и о себе. Можно сказать, что это его духовная биография. Открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. В стихотворении "Гефсиманский сад" словами Иисуса Христа, обращенными к апостолу Петру: "Спор нельзя решить железомложи свой меч на место, человек", Юрий Живаго говорит, что установить истину, разрешить исторический спор с помощью оружия нельзя.

Особое место в поэтической тетради Юрия Живаго занимает стихотворение "Сказка".

Стихотворение основано на легенде о том, как святой Георгий Победоносец убивает дракона-змея, который душит девушку. Легенда отражает древнейшее представление о добре и зле. Имя Георгий греческого происхождения, на Руси оно приняло формы Юрий или Егор. Таким образом, в стихотворении и в романе очевидна параллель между святым Георгием и Юрием Живаго. При таком содержании необходима, конечно, и соответствующая форма: в стихотворении есть  устаревшие слова:  "встарь", "сеча", "пленница-краса", "чудище".

В стихотворении явные параллели: девушка – это Лара, святой Георгий – Юрий Живаго, дракон – Комаровский. И снова Комаровский появляется в жизни героев и рушит все мечты о счастье, о тихой жизни. Но не может спасти свою возлюбленную Юрий-Георгий, отдаёт её во власть дракона.

“А они даже и не простились толком, только Юрий Андреевич рукой махнул и отвернулся, стараясь сглотнуть колом в горле ставшую боль <...>

- Прощай, прощай, - предваряя эту минуту, беззвучно-беспамятно твердил доктор, выталкивая из груди эти чуть дышащие звуки в вечеревший морозный воздух. - Прощай, единственно любимая, навсегда утраченная!”

Так закончилась варыкинская сказка.

Стихотворение называется "Сказка", потому что в реальности всё гораздо сложнее и запутаннее. Сказка может быть только в мечтах, во сне. Возможно, поэтому и говорится, что герои "Силятся очнуться впадают в сон". Но возможно, сон не является такой уж сказкой:

То в избытке счастья

Слезы в три ручья,

То душа во власти

Сна и забытья.

Мы видим, что в этом четверостишии сон противопоставляется счастью. Под сном может подразумеваться сама жизнь, действительность, от которой хочется проснуться в ином, лучшем мире.

 

Главная страница

 

 

Сайт создан в системе uCoz