Античность

 

Соотношение языка, мышления и действительности. Характерен синкретизм мышления. Человек – часть природы и часть общества. Человек = миру. У человека есть мышление. Человек = мышлению. Мир = мышлению. Можно познавать мир через слова. Единство языка и мышления выливалось в тождество языка и мышления. Мышление могло быть только в словесно-логической форме. Тождество это существовало потому, что не различалось языковое и мыслительное содержание. Логос – то, при помощи чего боги вступают в разговор с людьми. Логос – это и мысль, адекватно выраженная в слове, и слово, адекватно выражающее мысль.

Различные представления языкового знака (картинки см отдельно).

Платон. Самый главный – мир идей. Вещи – это тени в мире идей. Но вещи существуют. Поводом для именования д.б. вещь. Есть ещё образ вещи (эйдос). Он главный. Есть идея, образ имени. Возникает имя (знак). Это чувственно воспринимаемый объект. Итак, четырёхугольник: вещь, идея вещи (эйдос), чувственно воспринимаемое имя-знак, идея, образ имени.

Стоики принимают эти элементы. Только названы они неправильно, т.к. не раскрывают природу языкового знака. Есть вещь. Д.б. звук (звучание) = обозначающее. Имя – вещь. Но потом они поняли, что нет прямой связи. Д.б. идея вещи. Это в психике (т.е. психическое представление). Она движется к идее имени (лектону). Лектон – это обозначаемое по отношению к звучанию. Это образ слова. У стоиков начало – от самой вещи, а не от её идеи. Потом осталось только обозначаемое и обозначающее, т.к. только это принадлежит языку, а вещь и образ вещи - нет. Знак получился двусторонним.

Аристотель. З мира: мир вещей (реальный), мир идей (рациональный) и мир языка.

Треугольник: предмет (вещь), представление в душе, символ (звучащее или записанное имя). Представление в душе больше, чем понятие. Но не такое расплывчатое, как идея вещи. Представление в душе – неизменно для всех времён.

Вопрос об истинности именования. См конспект.

В диалоге "Кратил" принимают участие три собеседника: Сократ, Гермоген и Кратил. Непосредственная проблема данного диалога - можно ли понять сущность вещи, если знаешь ее имя, иначе говоря, могут ли имена быть орудиями познания вещей.

 


Грамматика и логика Пор-Рояль

 

Языкознание XVII в. в основном шло в области теории двумя путями: дедуктивным и индуктивным, связанным с попыткой выявить общие свойства реально существующих языков. Самым известным и популярным образцом индуктивного подхода стала так называемая грамматика Пор-Рояля, впервые изданная в 1660 г. без указания имен ее авторов Антуана Арно и Клода Лансло. Хотя она сочетает и 1) и 2).

Грамматика вошла в историю науки под не принадлежащий авторам названием ("Грамматика общая и рациональная" — начало очень длинного подлинного названия). Женский монастырь Пор-Рояль в те годы был центром передовой мысли, с ним был связан круг ученых, в который входили и авторы грамматики.

Авторы грамматики считали недостаточным чисто описательный подход к языку и стремились создать объяснительную грамматику. Авторы грамматики исходили из существования общей логической основы языков, от которой конкретные языки отклоняются в той иной степени. Ориентация на латинский эталон была еще не вполне преодолена в грамматике. Но привлекается много языков.

Отметим еще одну черту "Грамматики Пор-Рояля", также повлиявшую на ее дальнейшую репутацию. Как и лингвистические сочинения предшествующего времени, она была чисто синхронной. "Рациональная основа" всех языков рассматривается как нечто неизменное, а фактор исторического развития просто не включен в концепцию. Латинский и французский языки рассматриваются в книге как два разных языка, а не как язык-предок и язык-потомок.

Задачи:

1)     Объяснить механизмы мысли, а также

2)     правила языкового выражения, обихода, употребления.

В I части Грамматики речь идёт о знаках (о том, чем они являются по своей природе), т.е. рассматривается материальная сторона. А во II части рассматриваются значения, т.е. способ, каким люди используют их для означения своих мыслей. Говорить – значит объяснять свои мысли при помощи знаков, изобретённых людьми для этой цели. Наиболее удобными для этих знаков являются звуки и голос.

Слова – это членораздельные звуки, которые используются людьми как знаки для обозначения их мыслей. Наш рассудок может производить 3 операции: созерцать, судить и умозаключать [Зубкова и Красина выделяют 4 операции: +упорядочивать].

В результате созерцания – идея, отлитая в слове – представление (но не понятие).

Соответствие языковых и логических единиц:

1.     Созерцание – понятие – слово

2.     Суждение – суждение – предложение

3.     Умозаключение – умозаключение – сложное предложение

4.     Упорядочивание -              - текст

Теория происхождения языка – условная (по договору).

Язык обладает телесной и протяжённой материей. В языке появляется случайность, которая называется УЗУС.

Язык ¹ мышлению. Но мышление не отделимо от языка. 2 мира существуют параллельно. Идеи – врождённые. Мы можем мыслить без языка. Ядро языка – в идеях и акустических образах. Бывает, что нет вещи, а имя есть (любовь). Иногда вещь есть, а она не называется (табуированная лексика). Язык – посредник между человеком и готовыми мыслями, полученными знаниями.

вещь представляемая

идея вещи представляемой

идея вещи представляющей

вещь представляющая

Знак получается двусторонний.

 


Иоганн Готфрид Гердер

(1744 – 1803)

 

Гердер – предромантик. Сформулировал основные тезисы романтизма. Это I историческая концепция языка.

Рост нац. самосознания. Европа не была едина. Кто круче? Это стимулировало идеи романтизма. Идея развития. Используется принцип историзма. Развитие обязательно с "+". Гердер доказывает, что язык имеет не божественную природу, а человеческую. Рассуждение: сначала о природном, потом о разуме. Язык имеет звуковую природу. Звуки человеческого языка занимают особое место в природе. Они членораздельны. Речевой аппарат человека природа создавала долго. И он разнится в зависимости от природных условий. У птиц и животных, которые умеют имитировать человеческую речь, аппарат не столь развит. Человек развивается. Линия жизни: младенец – ребёнок – юноша – взрослый человек – пожилой. Каждому возрасту свойственно и своё положение в мире, и свой взгляд на мир.

У ребёнка есть смышленость, благодаря которой он понимает, что он может делать.

Юноша уже способен вносить лепту в жизнь семьи и общества. Его начинают учить. Он разумен.

Взрослый уже сам может учить. Он самостоятелен. У него возникает ум. Хотя он продолжает учиться.

Пожилой человек. Это период философского возраста. У него уже не просто ум, а разум. Он мудрый.

Мышление становится более абстрактным. Человеку от природы даны внутренний и внешний язык. Внешний язык – звучание. Внутренний язык – беззвучный. Это потребность в языке, потребность сказать что-то. Внутренний язык стимулирует внешний. Природа наделила человека речевым аппаратом. Прямохождение тоже сыграло свою роль. Следствия: освободились руки, изменился кругозор. Развитие рук как универсального инструмента. Человек стал готовить горячую пищу Þ внутренние органы человека стали перестраиваться. Внешний язык нужен для того, чтобы организовать деятельность.

Категория народа, дух народа (этот термин появился позже). Развитие народов происходит неравномерно (зависит от условий). Надо различать цивилизованные и нецивилизованные народы. Цивилизованные – только европейцы. Это не оценочные термины, а разные этапы развития. Первобытные народы естественны и непосредственны и в языке. У них язык образный, поэтический. У цивилизованных народов – язык прозы.

Детство, юность – язык первобытных, нецивилизованных народов. Образный язык.

Зрелость, старость – язык цивилизованных народов. Зрелость – язык художественной прозы. Старость – язык философской прозы.

Все эти языки связаны эволюционными отношениями. (Многие писатели начинали со стихов, а потом переходили к прозе, а потом – к философской прозе)

Языки отличаются наличием большего или меньшего рационального компонента.

 


вильгельм фон гумбольдт

 

Объекты языкознания:

1)     язык в самом себе;

2)     род человеческий вообще в его поступательном развитии;

3)     отдельные народы;

4)     индивидуум/человек.

Язык интегрирован в культуру, т.е. через язык можно изучать культуру, мышление, мир.

Язык как деятельность. Язык – динамическая единица, деятельность, процесс (т.к. имеет причину и цель). Язык направлен на звук и на мысль. Через язык мысль облекается в звуки. Мысль не равна звуку. Существует конечное количество звуков и бесконечное число мыслей. Мысль мы оформляем при помощи звуков. Язык – это форма, а не продукт. Язык не равен мышлению и не равен звуку. Но в результате языка как деятельности в какой-то момент оказывается, что язык равен мышлению и звуку (а также человеку и миру). Язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (energeia).

Цель языка – выражение мыслей и выражение себя (социальная направленность и взаимопонимание: мы выражаем мысли, чтобы нас поняли). Язык – это единообразная деятельность (иначе люди друг друга не поймут). Человек обращается к собеседнику, как к равному. Существует "язык от говорящего", "язык от слушающего" и "язык от объекта" (сообщение). При успешной коммуникации Я и ТЫ пользуются как бы одним языком. Нужно уточнять сообщение, чтобы нас поняли. Оформленное сообщение перестаёт относиться только к говорящему. Роли постоянно меняются. Усиливается субъективность (понимается как многосубъектность), люди чувствуют своё единение.

Язык – это творческая деятельность. Проявляется в 2 процессах: 1) синтез внутренней формы языка с внешней звуковой материей, а следовательно с внешней формой языка; 2) синтез идеи и материального объекта (а также идеального объекта).

Язык как отражение и знак. Язык – субъективный образ объективного мира. Язык – это форма отражения мира. Те знания, которые человек получает благодаря органам чувств, эмпирические. Когда они преобразуются в обобщения, мы получаем теорию. Слово является сначала отражением чувственно познанного, а потом – отражением разума. В результате мы получаем знак. Разум не может постигнуть того, в чём нет чувств. Но и чувство не осознаётся в полной мере, если нет понятийной базы. Слово не копия вещи, идеи, а отражение идеи. Поэтому у слова есть возможность отражать вещь с разных сторон (полисемия). Слово возникает как индивидуальный акт познания. Понятие вторично по отношению к слову. Без слова мы не можем представить понятие. Слово не просто знак для не зависящей от него вещи. Оно знак постольку поскольку и до тех пор, пока используется вместо вещи.

Язык и мышление. Мышеление без языка – бесформенное, тёмное, неоформленное. Мышление с языком. Мышление не равно языку. "Мышление не просто зависит от языка вообще, потому что до известной степени оно определяется каждым отдельным языком". Человек не может ни мыслить, ни развиваться без языка: "Создание языка обусловлено внутренней потребностью человечества. Язык - не просто внешнее средство общения людей, поддержания общественных связей, но заложен в самой природе человека и необходим для развития его духовных сил и формирования мировоззрения, а этого человек только тогда сможет достичь, когда свое мышление поставит в связь с общественным мышлением". Невозможно мышление без языка: "Язык есть орган, образующий мысль. Интеллектуальная деятельность, совершенно духовная, глубоко внутренняя и проходящая в известном смысле бесследно, посредством звука материализуется в речи и становится доступной для чувственного восприятия. Интеллектуальная деятельность и язык представляют собой поэтому единое целое. В силу необходимости мышление всегда связано со звуками языка; иначе мысль не сможет достичь отчетливости и ясности, представление не сможет стать понятием".

Мышление влияет на язык, т.к. язык – творение человеческого разума. Это интеллектуальный инстинкт. По мере развития мысли слова получают всё более глубокие значения, т.е. с совершенствованием мышления совершенствуется и язык. По законам мышления оформляются грамматические категории.

Язык и действительность. Язык – посредник между миром и человеком. Мир: материальный и идеальный. Человек – часть мира. В. фон Гумбольдт отвергает идею о том, что представления человека о мире независимы от его языка. Различное членение мира различными языками, как отмечал ученый, "выявляется при сопоставлении простого слова с простым понятием... Безусловно, далеко не безразлично, использует ли один язык описательные средства там, где другой язык выражает это одним словом, без обращения к грамматическим формам... Закон членения неизбежно будет нарушен, если то, что в понятии представляется как единство, не проявляется таковым в выражении, и вся реальная действительность отдельного слова пропадает для понятия, которому недостает такого выражения".

Язык и дух. Первичное и неопределяемое для В. Гумбольдта понятие — "человеческая духовная сила", конкретно проявляющаяся в виде "духа народа". Как "язык вообще" неразрывно связан с "человеческой духовной силой", так каждый конкретный язык связан с "духом народа": "Язык... всеми тончайшими нитями своих корней сросся... с силой национального духа, и чем сильнее воздействие духа на язык, тем закономерней и богаче развитие последнего. Во всем своем строгом сплетении он есть лишь продукт языкового сознания нации, и поэтому на главные вопросы о началах и внутренней жизни языка вообще нельзя должным образом ответить, не поднявшись до точки зрения духовной силы и национальной самобытности". В. фон Гумбольдт не дает ни определения народа, ни определения отдельного языка, но он постоянно указывает на их неразрывность: язык в отличие диалекта, с одной стороны, и языковой семьи, с другой, есть достояние отдельного народа, а народ — это множество людей, говорящих на одном языке.

Дух народа и язык народа неразрывны: "Духовное своеобразие и строение языка народа пребывают в столь тесном слиянии друг с другом, что коль скоро существует одно, то из этого обязательно должно вытекать другое... Язык есть как бы внешнее проявление духа народов: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное". При этом единстве первичен все же дух народа. В то же время дух народа в полной мере недоступен наблюдению, о нем мы можем узнавать лишь по его проявлениям, прежде всего по языку: "Среди всех проявлений, посредством которых познается дух и характер народа, только язык и способен выразить самые своеобразные и тончайшие черты народного духа и характера и проникнуть в их сокровенные тайны".

Но чтобы понять, как дух народа реализуется в языке, надо правильно понять, что же такое язык. Как отмечает В. фон Гумбольдт, "язык предстает перед нами в бесконечном множестве своих элементов — слов, правил, всевозможных аналогий и всякого рода исключений, и мы впадаем в немалое замешательство в связи с тем, что все это многообразие явлений, которое, как его ни классифицируй, все же предстает перед нами обескураживающим хаосом, мы должны возвести к единству человеческого духа". Нельзя ограничиться фиксацией этого хаоса, надо в каждом языке искать главное.

Система и структура языка. Язык состоит из материи (субстанции) и формы. "Действительная материя языка — это, с одной стороны, звук вообще, а с другой — совокупность чувственных впечатлений и непроизвольных движений духа, предшествующих образованию понятия, которое совершается с помощью языка". Говорить что-либо о языковой материи в отвлечении от формы невозможно: "в абсолютном смысле в языке не может быть никакой неоформленной материи"; в частности, звук "становится членораздельным благодаря приданию ему формы". Именно форма, а не играющая лишь вспомогательную роль материя составляет суть языка.

Как пишет В. фон Гумбольдт, "постоянное и единообразное в этой деятельности духа, возвышающей членораздельный звук до выражения мысли, взятое во всей совокупности своих связей и систематичности, и составляет форму языка". Ученый выступал против представления о форме как о "плоде научной абстракции". Форма, как и материя, существует объективно; форма "представляет собой сугубо индивидуальный порыв, посредством которого тот или иной народ воплощает в языке свои мысли и чувства". Форму нельзя познать в целом, ее нам дано наблюдать "лишь в конкретно-единичных проявлениях". С одной стороны, все в языке так или иначе отражает его форму. С другой стороны, разные явления имеют разную значимость: "в каждом языке можно обнаружить много такого, что, пожалуй, не искажая сущности его формы, можно было бы представить и иным".

Форма не должна пониматься узко только как грамматическая форма. Форму мы видим на любом уровне языка: и в области звуков, и в грамматике, и в лексике. Форма 1) оформляет обозначения понятий индивидуальных предметов (лексика); 2) определяет обозначения общих отношений, применимых к массе отдельных предметов (грамматические и лексические категории); 3) определяет законы построения речи (синтаксис). Форма каждого языка отдельна и неповторима, но формы разных языков имеют те или иные сходства. Но можно говорить и об общей форме всех языков, "если только идет речь о самых общих чертах". "В языке таким чудесным образом сочетается индивидуальное со всеобщим, что одинаково правильно сказать, что весь род человеческий говорит на одном языке, а каждый человек обладает своим языком".

Говоря о звуковой стороне языка, В. фон Гумбольдт исходил из не очень развитого состояния фонетики его времени и даже смешивал звук с буквой. Среди единиц языка В. фон Гумбольдт прежде всего выделял слово. Наряду со словами В. фон Гумбольдт выделял и корни. Он разграничивал корни "как продукт частой рефлексии и результат анализа слов", то есть "как результат работы грамматистов", и существующие в ряде языков реальные корни, нужные говорящим в связи с "определенными законами деривации".

Язык и речь. "Нельзя себе представить, чтобы создание языка начиналось с обозначения словами предметов, а затем уже происходило соединение слов. В действительности речь строится не из предшествующих ей слов, а, наоборот, слова возникают из речи". В то же время любая речь членится на слова; "под словами следует понимать знаки отдельных понятий"; "слово образует границу, вплоть до которой язык в своем созидательном процессе действует самостоятельно". То есть слова уже даны говорящему языком, тогда как "для предложения и речи язык устанавливает только регулирующие схемы, предоставляя их индивидуальное оформление произволу говорящего".

Внутренняя и внешняя форма языка, их синтез. Внешняя форма – звуковая. Язык – деятельность, направленная на преобразование мысли в звук. Внешняя форма – это звук, ставший членораздельным. Языковая форма далеко не сводится к внешней, звуковой форме. Еще большее значение имеет внутренняя форма языка, членящая "чувственные впечатления и непроизвольные движения духа". Внутренняя форма, специфическая для каждого языка, проявляется как в членении мира в области лексики, так и в системе грамматических категорий. В связи с внутренней формой языка В. фон Гумбольдт затрагивает проблему, которая позже стала трактоваться как различие значения и смысла слова; с точки зрения образования понятия "слово — не эквивалент чувственно воспринимаемого предмета, а эквивалент того, как он был осмыслен речетворческим актом в конкретный момент изобретения слова. Именно здесь — главный источник многообразия выражений для одного и того же предмета. Поистине язык представляет нам не сами предметы, а всегда лишь понятия о них".

Ни звуковая, ни внутренняя форма языка не создают язык сами по себе, необходим их синтез: "Соединение звуковой формы с внутренними языковыми законами придает завершенность языкам, и высшая ступень их завершенности знаменуется переходом этой связи, всегда возобновляющейся в одновременных актах языкотворческого духа, в их подлинное и чистое взаимопроникновение. Начиная со своего первого элемента, порождение языка — синтетический процесс, синтетический в том подлинном смысле слова, когда синтез создает нечто такое, что не содержалось ни в одной из сочетающихся частей как таковых". Этот процесс завершается, только когда весь строй звуковой формы прочно и мгновенно сливается с внутренним формообразованием. Благотворным следствием этого является полная согласованность одного элемента с другим". Фактически здесь речь идет о том, что позднее получило название двусторонности знака, и еще раз здесь В. фон Гумбольдт подчеркивает системность языка, взаимосвязанность его элементов.

Классификации языков. Выделяет языки совершенные и несовершенные. Если язык совершенный, то его внутренняя организация в максимальной степени соответствует организации мышления.

Развитие языка. Гумбольдт считает, что был благоприятный период в истории человечества, когда зародились все языки и язык человеческий вообще. Но когда это было, он сказать не может. Это произошло тогда, когда появился синтез чувственного и рационального познания. Возникло противопоставление субъекта и объекта.


август шлейхер

 

С именем А. Шлейхера (1821—1868)1 связано не только оформление индоевропеистики в особую науку, но и применение естественнонаучного метода в исследованиях языка и основание натура­листического направления в языкознании, которое называют также лингвистическим натурализмом. Его основные работы: "Морфология церковнославянского языка" (1852), "Руководство по изучению литов­ского языка" (1855—1857), "О морфологии языка" (1859), посвященная морфологической классификации языков, "Компедий сравнительной грамматики индоевропейских языков" (1861—1862), "Теория Дар­вина в применении к науке о языке" (1863, рус. пер. 1864) и "Хресто­матия индоевропейских языков" (1868).

Как и Гумбольдт, Шлейхер считал, что изучение языковой формы и типологическая и генеалогическая систематика языков составляют основное содержание лингвистики ("глоттики"), которая изучает происхождение и дальнейшее развитие этих форм языка. Глоттика – наука естественная, а филология – историческая. Синтаксис не относится не туда и не туда. Но всё-таки ближе к филологии.

Организм языка и естествознание. Шлейхер считал, что язык надо рассматривать как естественный природный организм, который живет так же, как организмы природы. Естественнонаучный принцип, на котором должна основываться лингвистика, предполагает признание следующих постулатов:

1) язык как природный организм существует вне воли человека, его нельзя изменить ("Языки — это природные организмы, которые возникли без участия человеческой воли, выросли и развились по определенным законам и в свою очередь стареют и отмирают"). Язык не служит выражением чувств, ощущений, желаний, волеизъявления; он только выражение мышления;

2) "жизнь языка", как и жизнь природы, есть развитие, а не исто­рия; поэтому рост был лишь в доисторический период, а подлинная жизнь языка проявляется в диалектах, тогда как исторический период характеризуется распадом форм, старением и отмиранием форм языка и самих языков (подобно тому как выветриваются породы и разла­гаются организмы в природе), а литературно-письменные формы являются искусственными образованиями;

3) лингвистика должна быть основана на точном наблюдении организмов и законов их бытия, на полном подчинении исследова­теля объекту исследования. "У естествоиспытателей можно научиться осознанию того, что для науки имеет значение только факт, установленный при помощи надежного, строго объективного наблюдения, и основанный на таком факте правиль­ный вывод". Методы языкознания – методы естественных наук.

Морфологическая классификация языков. Учение о языковых типах Шлейхер называл морфологией, позаимствовав этот термин из естествознания, где он обозначал науку о строении и формообразовании растений. Морфология языков должна изучать морфологические типы языков, их происхождение и взаимные отношения. В зависимости от полноты синтеза значения и отношения определяется тип языка как организма.

Морфологический тип (класс) языка определяется строением слова, которое может выражать значение ("корень") и отношение ("суффикс"). Допускаются три типа комбинаций значения и отношения:

1)                                  изолирующие (односложные) языки имеют только значения (корни); отношения выражаются при помощи порядка слов, суперсегментных средств; - кристалл

2)                                  агглютинирующие языки выражают значение и отношение (корни и приставки); Полисинтетические (инкорпорирующие) языки, выделенные Гумбольдтом, Шлейхер рассматривал как вариант агглю­тинирующей формы языка. - растение

3)                                  флектирующие языки образуют в слове единицу, выра­жающую значение и отношение. - животное

Морфологические типы языка есть проявле­ние трех ступеней (стадий) развития: односложный класс представ­ляет древнейшую форму, начало развития; агглютинирующий — это средняя ступень развития; флектирующие языки как последняя сту­пень заключают в себе в сжатом виде элементы двух предшествующих ступеней развития.

2 периода языковой эволюции: доисторический и исторический. Весь язык формируется в доисторический период. В исторический период человечество получает готовый язык. Только это мы и можем изучать.

 


Афанасий Афанасьевич Потебня

 

Синтезирует ассоциативную теорию Герберта и идеи сравнительно-исторического метода.

Генетическое определение языка. Язык – это одна из форм мысли. Одновременно это переход от бессознательного к сознанию и к самосознанию.

Функции языка. Язык – это средство познания человеком мира и самого себя, а потому и средство общения.

Форма и существование языка – это деятельность, направленная к познанию. Язык – это полнейшее творчество.

По устройству язык – это система знаков, способная к безграничному расширению.

Языкознание. Язык понимается как форма (заимств. у Гумбольдта). Выделяет внешнюю и внутреннюю формы. Внутренняя форма – содержание. Потебня делает шаг вперёд по сравнению с Гумбольдтом. Языковое содержание, способ его представления. Способ представления внеязычного содержания – языковая форма. Мы получаем разные картины мира. Потебня пытался конкретнее сформулировать положения Гумбольдта. Выделял языковое и внеязычное (мыслительное) содержание. Мышление не обязательно имеет языковую форму. Языковое содержание – это оформленное мыслительное содержание. Между собой внеязычное и языковое содержания взаимодействуют. У языкового содержания имеется своя форма – членораздельный звук. Языковое содержание является формой по отношению к внеязычному содержанию. Форма содержательна, а содержание оформлено. Не всё, что есть во внеязычном содержании, оформлено языковым содержанием. То, что не оформлено, - это "вещь в себе" (более правильно – "вещь для себя").

2 категории: звучание и значение. Должны быть и 2 дисциплины (как говорится и в Пор-Рояле): о внешней стороне (фонетика) и о значении (учение о внутренней форме языка). Выделял 2 аспекта: учение о вещественном значении (лексич.) и о грамматической форме.

Обе дисциплины он делит на историческую и описательную.

Языкознание – это гуманитарная наука (т.к. задействован человек и его история). Также дал новый термин – это оснОвная (базовая) наука, т.к. описывает основные формы мысли. Вторая основная наука – математика. Языкознание ещё более элементарно, чем математика, т.к. математика без языка невозможна. Языкознание – наука историческая и генетическая.

Языкознание и логика. Логика – наука о законах мышления. Языковые единицы не тождественны логическим. Предложение не равно суждению. Яз. единицы не тождественны логическим, т.к.:

1)                              слово в ходе мысли предшествует понятию и отличается по содержанию (как у Гумбольдта);

2)                              грамматическая и логическая правильность совершенно различны и могут существовать отдельно, друг без друга;

3)                              грамматических категорий больше, чем логических;

4)                              индивидуальные различия между языками вообще не могут быть поняты с логико-грамматических позиций. Логическая грамматика провозглашает универсальность грамматических категорий, а они народны и временны.

5)                              логику как науку гипотетическую история не интересует. А языкознание – наука генетическая. Данные языка осмысливаются только историей.

6)                              логика судит о мысли с точки зрения её тождества с собой. В языкознании – с точки зрения тождества с языком.

Т.е. языкознание не ближе к логике, чем любая другая наука.

Язык и мышление. Язык не равен мышлению. Язык способен сжимать бесконечный наплыв впечатлений до мысли. Языковой знак способен к бесконечному расширению. Знак в слове есть необходимая для быстроты мысли замена соответствующего образа или понятия. Знак – это намёк. Он не равен понятию. Существует мышление до языка и без языка, но оно уже несёт потребность в понятии.

 

до  языка

(без языка)

вместе с языком

без языка

потребность

в понятии

мифическое

мышление

(1 слово –

1 предмет/

1 идея)

образное,

поэтическое

мышление

безобразное

мышление

творческое,

бессознательное

мышление

 

Устройство слова. Словесный знак – двусторонняя сущность: звучание/значение. Есть звуковая материя, которая разлита в природе. Звуковая материя достаточно бесформенна, мы не можем перечислить все источники звуков. Звук – это чувственная реакция (рефлексия чувств). Под действием мышления эти звуки становятся членораздельными. Потебня – сторонник звукоподражательной теории.

 

звук как чувственная реакция

ß

членораздельные звуки

ß

оформленная звуковая членораздельная материя = психический образ звука (фонема)

ß

внешняя звуковая форма (мыслительное содержание)

ß

внутренняя форма (мыслительное содержание)

 

Звучание вне словесного знака, но оно обязательно. У нас возникает звуковой (акустический) образ слова.

I элемент словесного знака – звуковой образ. Этот образ субъективен, он личный, индивидуальный, основывается на личных ассоциациях каждого человека. Возникает один индивидуальный образ и один индивидуальный смысл.

На основе 1 содержательного признака образуется представление. Смысл представления возникает здесь и сейчас. Звуковой образ – без смысла. Представление тоже м.б. без смысла (если его не опознать). Если остановиться здесь, то звуковой образ – знак, а представление – значение. Но нас могут не понять, т.к. смыслы индивидуальны. Можно выразить по-другому. Можно объяснить, с чем ещё связано это значение. Возникает несколько смыслов.

Тогда возникает ближайшее значение. Оно уже предстаёт как языковое. Оно распадается на лексическое и грамматическое. Грамматическое значение очень абстрактно, оно представляет грамматическую категорию. А в лексическом значении есть некий набор признаков. Можно не знать лексического значения, но понять грамматическое. Отсюда самое общее можно понять (процесс, предмет). Ближайшее значение должен понимать каждый. Это минимум информации, доступный и понятный наивному носителю языка. Оно указывается в словаре.

Дальнейшее значение – количество смыслов стремится к бесконечности. Это предмет других наук. Это энциклопедические знания. Внеязыковое содержание (как и предмет как познаваемый объект).

 

дальнейшее значение

ближайшее значение

представление

звуковой образ

звучание

 

Норма словесного знака:

ближайшее значение

звуковой образ

Представление может исчезнуть (заимствованные слова оказываются вообще без представления; у русских слов м. заменяться другим). Но во всех вновь образованных слов обязательно. Представление – это знак знака значения. Если теряется представление, то могут выпадать слоги, слово может меняться.

Звуковая форма – это дважды знак значения (ближайшего) и трижды знак дальнейшего значения. Звук и акустический образ – внешняя форма. Членораздельный звук – это искусственный аппарат, а не слово. Этот комплекс звуков мы можем произнести изолированно, но произносим в некотором окружении (если не в словесном, то в коммуникативном). Слово в речи каждый раз соответствует только одному акту мысли. Поэтому мы имеем каждый раз только 1 значение. Нет многозначных слов, есть однозвучные слова.

Внутренняя форма – ближайшее значение и представление.

Связь звучания и значения. Для первых слов: звукосимволизма нет. Есть опосредованная связь. Язык отражает мир не как копия, а как символ. Междометия опосредованы эмоциями (эмоция – это и есть внутренняя форма). Вторичные слова: более опосредованная связь. Связь по традиции.

Звук становится членораздельным только потому, что пронизан мыслью. Звук указывает на значение не сам по себе, а по традиции (т.к. означал нечто другое). Звук – это знак знака. Без внутренней формы звук не будет членораздельным.

Ближайшее значение является определённым знаком класса слов. Разряды мысли должны носить обобщённый характер. Разряду мысли должна соответствовать языковая категория (части речи). Характеристики части речи:

1.                              Категориальное значение, за которым стоит разряд мысли. Категориальное значение – не языковое! Очень высокая степень абстракции. (значение)

2.                              Частные категориальные значения – понятийное и языковое значение. Грамматика (морфология) и лексика. (форма)

3.                              Синтаксическая функция – функция за пределами словоформы. (функция)

 

Общее значение (по Потебне) – это фикция, т.к. даже при наличии одинакового количества классов слов, сходных в своём логическом категориальном содержании, всегда будут многочисленные различия в конкретном наполнении каждого класса в каждом отдельном языке.

Значение – это формальное значение. Область ближайшего значения.

Потебня противопоставляет:

1)     лексическое значение <> грамматическое значение

2)     знаменательные слова <> служебные слова

3)     грамматическое значение <> словообразовательное значение

 

Выбор смысла не обусловлен формой. При всех изменениях смысла форма м.б. той же. И наоборот: при изменении формы смысл может оставаться неизменным. Контекст – стремление к устранению различий. Лучше всего формальный грамматический контекст, пр.вр. Итак, Потебня вывел синтаксическую функцию на важное место.

Г. Пауль и А.А. Потебня пришли к выводу, что можно выделить некоторые разряды слов, не зависимо от учёта всех 3 параметров, а прежде всего, опираясь на исходный критерий.

Потебня:

1)     вещественное значение

2)     формальное значение

Следствие: 1) Если одинаковые вещественные значения, у нас будут родственные слова (с общим корнем). Они будут принадлежать к разным частям речи. Этот круг слов будет весьма ограниченным.

2) Если общее формальное значение, то ряд будет открытым. Производные слова.

Пауль:

1)     вещественные слова

2)     формальные слова

К 1) относятся все изменения, свойственные одной ч.р. (все падежи, все изменения по родам и т.п.). Словообразование не включается.

Ко 2) относятся слова с общим формальным критерием (все Им. п. и т.п.).

Язык как знаковая система. Язык – это система знаков, способная к безграничному расширению. Необходимость в знаках появляется в ходе совместной деятельности. Язык – это деятельность, в ходе которой язык не просто употребляется, но и постоянно создаётся и совершенствуется. Потребность в сжатии информации обеспечивается знаками. Дальнейшее значение более способно к расширению. В области представления происходит сжатие. Тогда роль представления берёт на себя ближайшее значение.

Члены предложения и части речи – это разные взгляды на одну и ту же проблему. Члены предложения – сжатие, а части речи – расширение.

Самый знаковый элемент – ближайшее значение.

Знак – это представление того или другого (объекты познания) в текущих делах мысли (т.е. в процессе познания).

Знак – это tertium comparationis (третий элемент сравнения, основание для сравнения) между тем, что было, и тем, что будет. Это отношение к предыдущему значению и намёк на последующее.

У Потебни свой взгляд на абстрактное и конкретное в языке. Он отрицает, что на современной ступени развития синтаксические формы приобретают бОльшую синтаксическую отвлечённость и сложность. Сложное содержание можно выразить и простой формой. С развитием языков уменьшение форм не ведёт к уменьшению формальности языка.

Функции языка. Язык выполняет двоякую функцию:

1.                               Язык – это средство сжатия огромного числа признаков, составляющих мир познания человека и значений слов.

2.                               Язык способен к безграничному расширению. Обеспечивает общение и понимание. Количество комбинаций с наличными элементами безгранично (как в цифрах и шахматах).

 


Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ

 

С ним связывают разработку системного подхода к языку. Сам себя он называл автодидактом. Исходные принципы почерпнул у Лейбница, Гумбольдта, Герберта, Дарвина. Историзм и психологизм проявились в его концепции. В языке усматривает в первую очередь психический фактор. Различал фонетическую и духовную (психическую) сторону языка. Каждый данный момент языка нужно исследовать в связи с полным развитием языка. Язык постоянно развивается во времени и пространстве.

Язык – это проявление жизни человечества. Язык – это социально-психическое проявление человека, это одна из функций человеческого организма. Генетически язык – одна из форм мысли, это универсальный рефлекс духа на внешнее раздражение. Человеческая психика отражает мир, социальные явления, жизнь человека в обществе. Язык эти отражения помогает и позволяет проводить. По функции: язык, взятый в самом обширном смысле этого слова, является способом и средством общения людей между собой. Имеется в виду и язык, и речь. Язык, кроме того, ещё и средство познания. По устройству: язык – один из комплексов представлений психически-социального мира.

Старался развести язык и речь. Пытается представить язык как нечто целостное. Здесь присутствует и речь.

Как система язык присутствует только потенциально, хотя элементы находятся друг с другом в тесной связи, в тесном взаимодействии. Речь как психофизическое явление, напротив, всегда присутствует.

Языковая компетенция и языковое употребление. Мы знаем больше, чем употребляем (если это родной язык). Функции потенции и реализации. "Язык не просто орудие, комплекс составных частей, но ещё и беспрерывно повторяющийся процесс, основанный на общественной природе человека и его потребности в общении".

"Языковая способность, которая проявляется в речи, - это способность ассоциировать внеязыковые представления с языковыми, собственное и чужое".

Структура языкознания. Языкознание – это наука психическая (психологическая). 2 стороны: психическая и физиологическая.

языкознание

 


чистое                           прикладное

 

изучение готовых языков   начал языков

 

грамматика                       систематика(язык как целое)

 

описат.(синхронная)   историч. структур.классифик. ист.класс.

 

внештор.яз. внутр.стор.   внеш.стор.яз. внутр.стор.

 

единицы                 единицы

  (ассоциац.по сх-ву)       (ассоц.по смежн.)

 

семасиология этимология     психофонетика морфология синтаксис

(лексичемантика)

Бодуэн говорил, что исповедует монистический метод, как и Лейбниц. Объект и предмет всех наук – действительность. Есть общенаучные методы, а есть частнонаучные. Они и отличают объекты. Языкознание – наука индуктивная. Все явления стремится обобщить, вывести категории. Нужно посмотреть на те силы, которые действуют в языке, и на те законы, по которым совершается развитие в языке. Идея эволюции и прогресса. Особую роль Бодуэн отводит анализу. Анализ – начало всех наук. Анализ – разложение единиц на их составляющие. Языкознание – это человеческая наука. Происходит постоянное "человечение" языка. Языкознание – наука психически-историческая. История – развитие, а не хронология. По методам языкознание – естественная наука. Языкознание стоит на границе наук естественных и гуманитарных (анималистических – в которых присутствует одушевлённое существо).

Язык как система. Язык – это целостная и самостоятельная система. Целостность системы обеспечивается иерархическими связями единиц (4 абстрактные единицы; иер.: состоит из, одна из, составная часть).

Самостоятельность: индивид. яз., яз. племенной, национальный.

2 стороны языка: внешняя и внутренняя. Внутренняя, психическая – церебрация. Это мозговой процесс, это и есть язык. Внешняя, физиологическая - фонация. Это исключительно произношение. Это конечный знак церебрации. Она необходима как связующее звено между церебрациями отдельных индивидов. Фонация возможна только на основе церебрации. Церебрация – ведущая сторона. Фонация – периферическая. Внутри церебрации выделял 1) восприятие; неязыковую картину мира; 2) языковые формы.

В процессе церебрации фиксируется отражение внутренних и внешних свойств мира; того, что есть в человеческой душе. На этом этапе церебрации никаких языковых форм нет. Приписывание отражению языковой формы – на II этапе. Это всё, как у Гумбольдта. Сам язык рассматривает немного по-другому. 3 аспекта языка: 1) внешняя сторона (фонетическая, физиологическая); 2)семантические представления; 3) морфология (структура): языковые формы.

1 и 2 лежат вне языковых форм, они внеязыковые и общечеловеческие.

"Человеческому языку свойственна своеобразная, строго языковая морфология, не повторяющаяся в других областях существования. Морфология – это способ, каким звуковая сторона связана с психическим содержанием".

Вводит метод двоякого членения текущей речи. Этот метод он считал универсальным для выделения всех языковых единиц.

I.                                       Деление на словоформы (фонетические слова) – фонетическое членение. В основе – механизм дыхания. Антропофонетическое членение.

II.                                  Членение на значимые единицы. Это психическое членение. Деление на морфемы. Морфем окажется больше, чем мы видим (нулевые морфемы). Бодуэн назвал это членение семасиологически-морфологическим. В основе лежат ассоциации по сходству.

Нигде не выделяются слова! Бодуэн отрицал узаконенный словоцентризм, отказывался от слова. Основная классификационная единица – предложение.

Церебрация подлежит семасиологически-морфологическому членению. Здесь мы выделяем значимые единицы: синтагма (=слово), морфема, фонема (не у всех).

Семасиологизация и морфологизация. Связанность в церебрационном центре 2 сторон языка и 2 членений. Противопоставив эти 2 членения, Бодуэн показал зависимость антропоцентрического членения от семасиологически-морфологического. Всякий комплекс звуков принадлежит языку, поскольку связан с представлением внешнего мира и оформлен средствами языка. Связь 2 членений проявляется в семасиологизации и морфологизации средств членения, т.е. в их ассоциации с различными значениями или формами. С. и м. делают звук членораздельным. У фонемы 2 функции: с. и м. За с. стоит способность звука различать слова. За м. – различать морфологические формы.

Социализация. Ведёт к понятию языковой ценности. Язык служит цели общения индивидов. Чем глубже расчленён язык (чем глубже проходит процесс с. и м.), тем лучше он приспособлен к нуждам общения.

Иерархия языковых единиц. Через с. и м. Бодуэн вывел иерархию единиц: предложение, синтагма (=слово), морфема, фонема. Любая из этих единиц – неделимое целое, а с др. стороны – совокупность составляющих её единиц. Эти единицы выделяются на основе ассоциаций. Предложение – это составная часть текущей речи.

Система языковых единиц. Ввёл понятие фонемы и её составляющих (акусма, кинема, кинокема). Фонема – минимальная незначимая единица звукового строя языка. 1) Психический эквивалент звука. Обобщение антропофонетических свойств. 2) Выдвижной элемент морфемы. Это звук, семасиологизованный или морфологизованный.

Бодуэн ввёл понятие центра и периферии. Выделял изолирующие языки, агглютинирующие, флективные, инкорпорирующие. Каждый язык относится к тому или иному типу благодаря ведущей тенденции. Агглют. языки более рациональны, более упорядочены с т.зр. выражения содержания. Все флективные языки характеризуются полиморфизмом (которому противостоит мономорфизм).

Полиморфизм:

1)     наличие многозначных морфем (не только по флексиям);

2)     возможность иметь несколько суффиксов, префиксов.

Классификации:

I.        Генетическая. Бодуэн не был доволен этой классификацией.

Общий источник (праязык) > родство языков > генетическая (историческая) классификация > семья, группа, подгруппа.

II.   Сходство структуры (морфология) > сродство (сходство типов словоизменения) > типологическая (морфологическая, структурная) классификация > тип.

III.    Языковые контакты > свойствО (общность территории и определённого временного отрезка) > ареальная классификация > языковой союз.

Субстрат, адстрат, суперстрат. ?

Бодуэн ввёл понятия варианта и инварианта. Инвариант – образец. Вариант – наполнение. Фонема – инвариант по всем возможным звучаниям. Инвариант – представитель морфемы, основной вариант.

 


Фердинанд де Соссюр

 

Основоположник современной лингвистики. Языкознание – это наука семиологическая. "Язык должен изучаться сам в себе и сам для себя". Языкознание – это наука не естественная и не историческая. Языкознание – это раздел социальной психологии.

общая психология

ß

социальная психология

ß

семиология

ß

лингвистика

 

     внешняя                                   внутренняя

 

лингвистика речи            лингвистика языка

 

диахроническая              синхроническая

 

теория синтагм         теория ассоциаций

 

Внешняя лингвистика: соотношение диалектов и недиалектов, границы языков, история развития общества через язык и т.п. Звуковая материя – сюда же.

Внутренняя лингвистика – устройство языка и речи, речевая деятельность. РД=Я+Р

 

язык

речь

1

социален

индивидуальна

2

пассивен

активна

3

системен

бессистемна

4

психичен

психофизична

5

потенция

реализация

6

форма

субстанция

7

устойчив,

долговечен

неустойчива,

однократна,

мгновенна

Речь и язык не существуют друг без друга. Иногда подчёркивает вторичность языка по отношению к речи. Но без языка не м.б. и речи.

1)     без языка речь не будет понятна;

2)     исторически речь первична. Речь необходима, чтобы сложился язык;

3)     вся диахрония обусловлена речью;

4)     образование по аналогии – это следствие взаимодействия языка и речи.

5)      

 

 

Синхрония

Диахрония

1

Отношения между одновременно существующими элементами (отношение)

Замена 1 элемента другим во времени (событие)

2

Системна. Оперирует значимостями.

Асистемна. Это видоизменяющее язык событие.

3

Каждое данное состояние языка регулярно, но не императивно. Состояние членов системы – случайный невольный результат эволюции.

Императивна. Она навязывается обществу.

4

Синхр. лингвистика должна заниматься логическими и психологическими отношениями в системе, т.к. они воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием.

Диахрон. лингвистика должна изучать отношения, связи и элементы, не воспринимаемые одним коллективным сознанием, последовательно сменяющие друг друга

5

Метод синхронии – это метод собирания фактов от говорящих на современном языке.

Методы диахронии: проспективный (опирается на изучение памятников) и ретроспективный (реконструкция, сравнение).

 

Для нас более значимой является синхрония.

Система языка. Язык – это система знаков. Языковой знак является двусторонней психической сущностью и представляет собой ассоциативную связь понятия (означаемого) и акустического образа слова (означающего). Но "язык – это не просто совокупность заранее разграниченных знаков,  … в действительности язык представляет собой расплывчатую массу, в которой только внимательность и привычка могут помочь нам различить составляющие её элементы".

В языке нет ни заранее данных понятий, ни заранее разграниченных звуковых сегментов. Выбор определённого отрезка звучания для определённого понятия совершенно произволен. Поэтому означаемое и означающее знака определяются исключительно наличным состоянием входящих в систему элементов. Следовательно, и означаемое и означающее – величины относительные. Они представляют собой значимости (ценности), которые определяются своими отношениями к прочим членам системы. Значимость каждого элемента зависит лишь от его противоположения всем прочим элементам.

Слова не служат для выражения заранее данных понятий. Языковые символы не состоят ни в каких отношениях с тем, что они могут обозначать.

Язык есть система чистых значимостей. Весь механизм языка зиждется исключительно на тождествах и различиях.

Итак: 1) язык – система знаков; 2) язык – система значимостей; 3) язык – совокупность отношений. Так постепенно понятие системы редуцируется до понятия структуры как совокупности отношений. Выделяет 2 основных типа отношений – синтагматические и ассоциативные (позднее их назвали парадигматическими).

Синтагматические отношения – отношения сочетаемости, комбинаторики языковых единиц одного ранга. Включают взаимоотношения между частями синтагмы и их отношения к синтагме в целом.  Значимость целого определяется его частями, значимость частей – их местом в целом.

Ассоциативное отношение соединяет сходные той или иной чертой единицы вне процесса речи, in absentia. Они локализуются в мозгу, в сознании, в памяти и принадлежат собственно языку.

Язык отличается произвольным характером. Естественные вещи не имеют отношения к лингвистике. Язык охватывает всех, кто им пользуется. В языке меньше всего возможностей для проявления инициативы.

Определение языка. Язык – это семиологическая система с принудительным и произвольным характером, преемственностью, непрерывностью функционирования, охватывающая всех членов общества независимо от воли индивида и коллектива.

Отказывается от отождествления языка с другими общественными установлениями. Воля говорящего не имеет отношения к языку, но предопределяет изменения.

Язык – это не номенклатура, т.к. естественные вещи не имеют отношения к языку.

Структура языкового знака. С изъятием вещи традиционный треугольник заменяется двухчленной схемой:

 

понятие

слово

 

понятие

акустический образ

 

означаемое

означающее

 

концептуальные ценности

материальные ценности

 

совокупность смысловых отличий признаков

совокупность звуковых отличий признаков

 

результат совокупности ряда ассоциативных и синтагматических отношений с означаемыми других знаков

результат совокупности ряда ассоциативных и синтагматических отношений с означающими других знаков

 

Язык и мышление. Язык – это форма. Мышление без языка не существует. Язык – это посредник между мыслью и звуком. Язык не материален, он психичен. До формы (до языка) и мысль, и звук бесформенны. Мы мыслим языком. Нет двух раздельных членений (звуковой цепочки и мыслительной цепочки). Есть 1 членение! Членораздельность – это система дифференцированных знаков, параллельных дифференцированным понятиям. В языке нельзя отделить ни звук от мысли, ни мысль от звука. Смыслы и функции без материальной оболочки – ничто. Никакой язык никогда не отражал психический склад народа, т.к. ни один язык не принадлежит раз и навсегда данному лингвистическому типу.

Постулаты Соссюра.

1.     О произвольности/непроизвольности языкового знака.

Знак – это основной элемент языка. Знак – это двусторонняя сущность, единство означающего и означаемого. Означающее – линейное, протяжённое (~мыслительная субстанция); материальное (~звуковая субстанция). Означаемое – непротяжённое; нематериальное. Связь между означающим и означаемым условная, случайная.

2.     О тождествах/различиях.

В языке нет ничего, кроме тождеств и различий.

3.     О синтагматике/парадигматике.

1)     ассоциации по смежности, сегментация, синтагматические отношения.

2)     ассоциации по сходству, субституция, ассоциативные отношения.

4.     О языке как системе.

Язык – это система, все части которой должны рассматриваться в их синхронной связи, т.е. в статическом состоянии.

  синхрония

Я

РД:    диахрония

 

Р

 


Структурализм. Луи Ельмслев

 

В основе его теории – философия неопозитивизма (теория не зависит от опыта). Влияния: Пор-Рояль, Декарт, Лейбниц, Бодуэн.

Язык изучался трансцендентально. Методы: 1) дедукция (от общего к частному). Единица анализа – текст. Отношения между языком и текстом необратимые, однонаправленные. Текст не может существовать без языка. А язык без текста может. Тогда язык не будет системой знаков. 2) Эмпирический метод.

Ельмслев стремится очистить понятие формы от малейших намёков на субстанциональность. Следует соссюровскому определению языка как совокупности отношений. Язык – это не субстанция. Рассматривает язык как имманентную структуру. Язык как чистая форма – это схема взаимных соотношений, сетка синтагматических и парадигматических отношений, короче – сеть зависимостей, сеть функций, элементы которой являются чисто оппозитивными, релятивными и негативными сущностями, не имеющими никаких позитивных свойств. Есть только система и структура, ничего другого. Структура – это чистая форма и чистые отношения. Язык безразличен к субстанции (и мыслительной, и звуковой).

Описывать язык нужно с помощью функций. Основным предметом изучения лингвистики является знаковая функция как "конституирующее качество языка". Знаковая функция имеет место между двумя сущностями – выражением и содержанием, которые необходимо предполагают друг друга и определяются противопоставительно и сопоставительно. Знаковая функция образует форму содержания и форму выражения. Наряду с формой он различает:

1)         материал как фактор, "общий для всех языков вообще", который и в содержании, и в выражении существует предварительно в виде аморфной массы, как нерасчленённая сущность, нерасчленённый аморфный континуум;

2)         субстанцию, которая возникает путём проекции формы на материал. Неоформленный материал различно располагается, членится, формируется в разных языках.

Таким образом, материал как бы не существует вне формы, но одна форма может сменяться другой.

Схема знака. Знак – это нечто, что лежит за пределами знака?. Знак служит для указания на какую-то субстанцию. Знак представляется как двусторонняя сущность:

план содержания

план выражения

Знак действует двояко: направлен вовне выражения и внутрь, используя субстанцию содержания.

Знак – это единица, состоящая из формы содержания и формы выражения, установленная на основе знаковой функции. Это функция солидарности, которая указывает на взаимодействие между формой содержания и формой выражения.

Материал выражения и материал содержания

 

6

Аморфный, нерасчленённый материал содержания, в том числе и мыслительное содержание

5

Субстанция содержания – это оформленный, расчленённый материал содержания

4

Форма содержания (способ членения субстанции содержания)

3

Форма выражения (способ членения субстанции выражения)

2

Субстанция выражения, в том числе оформленный материал выражения, т.е. членораздельные звуки

1

Аморфный материал выражения (звуковая материя – у Соссюра). В нём содержатся отдельные черты артикулируемых, членораздельных звуков

 

Собственно языковой знак:

форма содержания

форма выражения

Материал подчинён форме в качестве субстанции. Форма независима и произвольна в отношении к материалу, который она формирует в субстанцию. Форма постоянна, субстанция – переменна.

"Не знаки" Ельмслев называет "фигурами" (аморфный материал). Конфигурация – сложная фигура.

Язык можно описать. А описываем мы только структуру. Тогда все языки предстанут как нечто подобное.

Язык и речь. Взял антиномию языка и речи. Речь – это реализация. Схема – это установление, а всё остальное (норма, узус, акт речи) – реализация (т.е. речь).

Норма и узус. Субстанция отождествляется с языковым узусом. Т.о. противопоставление формы и субстанции есть противопоставление схемы и узуса. Это противопоставление коррелирует с соссюровской дихотомией "язык – речь" и могло бы заменить её. Язык как чистая форма – это схема, речь – реализация. Язык – это форма и схема, речь – это субстанция и узус. Норма – это материальная форма в данной социальной реальности. Язык – совокупность навыков, принятых в данном социальном коллективе и определяемых фактами наблюдаемых манифестаций (это узус). Норма детерминирует (обусловливает) узус и акт речи, но логически и практически узус и акт речи предшествуют норме. Между узусом и актом речи имеет место взаимозависимость. Схема детерминируется и актом речи, и узусом, и нормой. Норма – абстракция по отношению к узусу. Узус – абстракция по отношению к акту речи. Подлинный объект – узус.

 

 


Норма

Узус         

 


Речевой акт

 

Всё в речи – вариант, реализация инварианта, но в ограниченных пределах.

 


Структурализм. Пражский лингвистический кружок

 

Выход тезисов ПЛК – 1929 г. Трубецкой, Якобсон, Матезиус. Это системная концепция. Язык рассматривается во многих аспектах. Они искали единицы. Кроме единиц, нашли связи и отношения между единицами (структура). Поглощены формой. Должны были перейти к содержанию. Все проблемы – с т. зр. функции. Понятие функции, которое используют пражцы, достаточно конкретно. Функция сочетает 2 элемента: 1) целеустановка; 2) элемент содержания языковых единиц. В отличие от Ельмслева, они не пытались избавиться от субстанции. Функция в значении "значение", а не "отношение" (как у Ельмслева). Значение понимается как функция. Отношение единиц более низкого языкового уровня к единицам более высокого уровня. Не отказываются от коммуникативной функции, наоборот, ставят её на I место. Функцией обладает любая языковая единица. Язык – это 1) функция общения (разговорный язык); 2) народный/литературный язык; 3) поэтический язык (экспрессивная функция).

Рассматривали славянские языки. Использовали синхронический и диахронический метод. Синхронный анализ современных языков. Говорили, что нельзя полностью разграничивать синхронию и диахронию. Принцип относительной хронологии (как развивались чеш., русс., укр. языки). Выявили законы, связи лингвистической эволюции. Рассматривали попытки восстановления праязыка. Говорили, что единого языка не было. Множество языков стремилось к единению (конвергенция). Можно предположить, что будет и обратный процесс – дивергенция.

Фонология. Цели: 1) описать все фонемы; 2) как используются, сочетаются.

Язык – функциональная система. Язык: 1) теоретический; 2) практический; 3) поэтический.

 

означаемое

значение в речи (конкретное значение) – смысл

значение в языке (абстрактные правила, понятия, схемы)

означающее

ряд звуков языка (инвариант) – фонемы

ряд звуков речи (вариант) – аллофоны

 

Речь – это конкретный звуковой поток, физическое явление, воспринимаемое на слух; непрерывная, внешне не упорядоченная последовательность переходящих друг в друга звучаний; это звучание до бесконечности многообразно.

Язык – это правила, согласно которым упорядочивается звуковая сторона; это нормы, из которых складываются единицы обозначающего; число этих норм конечно, исчисляемо, ограничено, и они образуют упорядоченную структуру.

Разделили внешнюю и внутреннюю РД. Внутренняя РД богаче.

 

Общая схема речевой деятельности (Трубецкой)

 

план

содержания

речь

конкретное сообщение,

коммуникативная единица > смысл

высказывание как целое

 

язык

абстрактные правила > общее значение

~ближайшее значение

 

план

выражения

язык

 

конкретные правила,

языковые нормы

 

СФ

(конкретное высказывание, представление)

 

речь

конкретные звуки

 

Абстрактные правила охватывают все уровни языка, создают членение на составные части всей области значений. В результате этого членения значения упорядочиваются. Это связано с различением лексического и грамматического значений. Грамматические – более устойчивы, более свободны (от человека, условий общения).

Коммуникативная единица имеет смысл только как целое.

Теория оппозиций Н.С. Трубецкого. Метод оппозиций был применён к плану выражения. Оппозиции – это особый вид парадигматических отношений. Одномерные и многомерные оппозиции. Минимальная одномерная оппозиция включает 2 члена (например, б/п). Многомерная оппозиция включает как минимум 2 признака (д/в). Рассматриваются пропорциональные оппозиции и изолированные оппозиции. Изолированные оппозиции: р/л (r/l).

Классификация оппозиций (учитываются отношения между членами оппозиции):

1)     привативная оппозиция (маркированные/немаркированные)

2)     градуальная (ступенчатая) оппозиция. Члены оппозиции различаются степенью проявления признака (например, А, О, И – продвинутость; О, У – степень огубленности).

3)     эквипалентные оппозиции (равноправные). Из двух привативных (п/б, т/д > п/т, б/д).

Знак. Асимметрический дуализм языкового знака (Карцевский). Омонимия и синонимия.

Омонимия

Замолчи… Помолчи…

(замолчи он вовремя)  знак 

                     объект

                                     Молчать! Молчание! Тишина!

                         Молчит

                                                     Синонимия

 

 


Дескриптивизм

 

Леопольд Блумфильд (1887-1949). Образование получил в Лейпцигском университете. Идеи младограмматиков и идеи компаративистики. В 1933 г. – "Язык". Делает попытки представить язык как систему с новым терминологическим аппаратом. Представить новую т.зр. на классы слов. Идея порождения речи, поведенческая теория. Комплекс, связанный с полевым исследованием языков. Привлечение информантов (тех, кто говорит на языках). Исходный принцип: язык – это сигнальная система. Павлов говорил, что язык – это II сигнальная система. Сигнал требует реакции. Нет тождества между сигнальной системой и знаковой системой. Реакция (ответное действие) может быть в языковой и в неязыковой форме. Языковая реакция: междометие, экспрессивные выражения. Неязыковая: мимика, жесты, конкретное действие. Фемеманаименьшая значимая единица (минимальный сигнал). Состоит из таксемы (грамматическая единица) и фонемы (лексическая единица). Таксономия – классификация особенного рода. Её отличает метаязык. Основывается на исходном термине. Например: есть существительное. Сущ. м.б. собствен./нариц. Связано с родо-видовыми отношениямитличительная черта Блумфильда – попытка уйти от содержания. Все языки устроены одинаково. "Чего нет в действиях, того нет в языке". Всё происходит, как в диалоге. Говорящий занимает активную позицию. Отправляет слушателю стимулы. Если есть реакция и стимул, то реакция может стать стимулом и породить реакцию. И так до бесконечности. Или всё может замкнуться в пределах стимул-реакция, если реакция в неязыковой форме.  Язык не нужен как средство коммуникации. Обосновывал, что экспрессивная функция – основная функция языка. Хомский. Антиментализм. Признавал универсальность и главенство логики. Все языковые элементы нужно описывать в 2 аспектах. Если речь идёт о поверхностной структуре, тут всегда будут синтагматические отношения. Поверхностной структуре противостоит глубинная. Она спрятана. Глубинная структура рождается в результате деятельности. Она не линейна, организована иерархически. Глубинная структура всегда семантическая. По своей природе она парадигматическая. Параллелизмзыковая компетенция и языковое употребление. Идея анализа по непосредственным составляющим.Джон может взять мою книгу.Это предложение (S). Есть субъект (Subj.)и предикат (Praed.). Subj=N(P) – при предикате. Auxвспом., связка. Model – модальное слово. V (P) – 1 из глагольных форм.

                   S

 

Subj                            Praed

                 aux

 

N (P)            model          V (P)

                                          Obj (P)

Джон             может          взять     мою книгу

Теньер в конце 50-х предложил такую же схему (до Хомского). Он сослался на 2 русских авторов учебника с упражнениями.

N      Vaux    Vinf     Pronatrib    N

Джон  может   взять    мою      книгу.

Это практически двоякое членение текущей речи.

 

Этнолингвистика

 

Для Эдварда Сепира характерен междисциплинарный подход. Этнопсихология, культурная антропология, культурология (лингвокультурология и межъязыковая коммуникация). Соотношение языка и мышления. Язык – это внешняя граница мышления. Различает в человеческом сознании мыслительную, или познавательную, сферу, волевую сторону и эмоции. В мыслительной сфере выделяет 2 плана: до-рассудочный и рассудочный. Первый оперирует образами, второй – значениями (как будто совпадают с понятиями). Язык движется главным образом в мыслительной сфере. В языке властвует мышление, а воля и эмоция выступают в нём как второстепенные факторы. Примат мышления объясняет целями и потребностями общения, а также познавательным по преимуществу характером языка. Не признаёт тождества языка и мышления (функционирование языка в значительной мере он относит к бессознательному).

Многомерная типология языка.

1.                              [Шлегель > Гумбольдт] Разграничение и выявление сходств в языках аналитических, синтетических, полисинтетических (инкорпорирующих).

2.                              Степень спаенности элементов внутри слова (изоляция, агглютинация, фузия, символизм).

3.                              Тип языкового значения:

1)      Основное конкретное значение. Носителями значения являются корни слов, сами слова.

2)      Деривационное (словообразовательное) значение (мотивирующее производные слова).

3)      Конкретно-реляционное значение (им наделялись слова наиболее формальные: местоимения, артикли).

4)      Чисто реляционное значение (синтаксическая роль, позиция слова).

Выделял 4 типа языков соответственно этим признакам (1, 2 – полярные признаки; 3, 4 – промежуточные).

Развитие языка. Drift – "дрейф" (термин Сепира).

Самая главная функция языка – социологизация. Язык – это мощный фактор социологизации (включения в общественную жизнь).

Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа. Основа языковой системы любого языка (грамматика) не есть просто инструмент для воспроизведения мыслей. Напротив, грамматика сама формирует мысль, является программой и руководством мыслительной деятельности индивидуума, средством анализа его впечатлений и их синтеза. Формирование мыслей – это не независимый процесс. А часть грамматики того или иного языка и различается у различных народов. Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим родным языком.


Содержание:

 

Античность.. 1

Грамматика и логика Пор-Рояль.. 2

Иоганн Готфрид Гердер. 4

вильгельм фон гумбольдт.. 5

август шлейхер. 9

Афанасий Афанасьевич Потебня.. 11

Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.. 16

Фердинанд де Соссюр. 19

Структурализм. Луи Ельмслев.. 23

Структурализм. Пражский лингвистический кружок.. 25

Дескриптивизм... 27

Этнолингвистика.. 28

 

Сайт создан в системе uCoz